Чемезов предупредил правительство о риске остановки производства вагонов
Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов попросил вице-премьера Максима Акимова создать межведомственную рабочую группу, приоритетной задачей которой станет «выработка системных мер по обеспечению сбалансированного и устойчивого производства грузового подвижного состава на 2019 год и в долгосрочной перспективе». Об этом говорится в письме главы госкорпорации от 30 апреля, его подлинность подтвердили в пресс-службе «Ростеха».
«Ростех» получил контрольный пакет одного из крупнейших в России производителей вагонов Уралвагонзавода в конце 2016 года, а в декабре 2018 года госкорпорация приобрела 9,33% ее конкурента — Объединенной вагонной компании.
«Письмо [Чемезова] поступило, направлено в Минпромторг (регулятор в части вагоностроения) и Минтранс (регулятор в части перевозок) для рассмотрения и внесения предложений», — сказал РБК представитель Акимова.
В ответ на это письмо замдиректора департамента промышленности и инфраструктуры правительства Руслан Заливацкий поручил РЖД, Минтрансу, Минпромторгу, Минэкономразвития и Союзу операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассмотреть обращение Чемезова и представить согласованные предложения для доклада руководству правительства. Его письмо было отправлено 23 мая, его подлинность подтвердил источник в крупном железнодорожном операторе.
Под системными мерами поддержки могут иметься в виду скидки на порожний пробег для инновационных вагонов или новые государственные субсидии на стимулирование покупок вагонов, сказал собеседник РБК в одном из операторов. «В прошлом году субсидии были рекордно низкими. Остается надеяться, что речь не об очередном списании парка», — пояснил он. Второй источник в железнодорожном операторе сказал, что может подниматься вопрос о планировании количества выпуска подвижного состава и введении налоговых льгот для их покупателей. «Грузоотправители и операторы должны будут создавать план по перевозкам, от которого будут отталкиваться производители подвижных составов», — предположил он.
Представитель «Ростеха» отказался уточнить, о каких мерах идет речь.
В письме Акимову Чемезов предупреждает, что сейчас на развитие грузового вагоностроения отрицательно влияет снижение объемов списания вагонов с истекшим сроком службы, рост цен на металл и дефицит ключевых комплектующих. По его словам, в связи с этим ожидается значительный и долгосрочный профицит отдельных типов вагонов, снижение эффективности работы железнодорожной сети и падение ставки аренды вагонов, а также рост себестоимости новых вагонов.
«Следствием указанного комплекса проблем может стать снижение закупок новых вагонов и замещение их более дешевыми моделями с низкой грузоподъемностью. В результате возникнет риск остановки высокотехнологичных производств и стагнации отечественного вагоностроения, а также срыва поставленных задач по увеличению пропускной способности ключевых железнодорожных магистралей», — указал глава «Ростеха». В августе прошлого года на совещании комиссии по ТЭК министр энергетики Александр Новак сообщал о необходимости удвоить объем поставок угля в восточном направлении — от 100 млн т в 2018 году до 195 млн т в 2025 году. Увеличение поставок угля потребует расширения железнодорожной инфраструктуры, подчеркивал министр.
В пресс-службе ОВК сообщили РБК, что знакомы с предложениями Чемезова, но от дальнейших комментариев отказались.
По данным информационного агентства «INFOLine-Аналитика», основные производители вагонов в России — ОВК (19,7 тыс. вагонов произведено в 2018 году), Уралвагонзавод (18,3 тыс.), Алтайвагон (9,8 тыс.) и «Рузхиммаш» (7,3 тыс.)
Опасения главы «Ростеха» обоснованы и озвучены вовремя, сказал РБК гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Вагоностроители укомплектованы заказами до конца 2020 года, далее очень высока вероятность, что объем заказов и спрос существенно снизятся. Ранее в стране была общая тенденция озаботиться проблемой, когда уже слишком поздно, сейчас это как раз своевременно», — говорит эксперт. По его словам, улучшение ситуации требует участия государства: поддержка экспорта вагонов, развитие производства комплектующих и внедрения инноваций в производство подвижного состава, в том числе создание вагонов с увеличенной осевой нагрузкой. «Сейчас некоторые покупатели приобретают вагоны с более низкой ценой, но с существенно большими расходами на жизненный цикл. И это вместо парка с увеличенной осевой нагрузкой, гораздо меньшими расходами на текущие и плановые ремонты», — заключает Бурмистров.