Бизнес, 31 мая 2021, 09:00

«Почта России» решила конкурировать с «Яндекс.Лавкой» и офлайн-ретейлом

Новая стратегия развития «Почты России» предусматривает амбициозные планы в ретейле и e-commerce. Оператор хочет конкурировать как с профессиональными игроками в сфере торговли, так и в быстрой доставке товаров на дом
Читать в полной версии
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

«Почта России» планирует начать доставку товаров повседневного спроса из собственных отделений, для этого там будут открыты dark store (магазины-склады для сбора онлайн-заказов. — РБК), рассказал в интервью РБК глава «Почты России» Максим Акимов. Подобные планы указаны в обновленной стратегии компании (сейчас документ находится на согласовании совета директоров).

«Например, у вас закончился стиральный порошок, мы прекрасно знаем, какой стиральный порошок вы покупаете, в том числе у нас. Он у нас всегда есть в отделении, которое находится в соседнем от вас микрорайоне, и мы привезем его вам в течение 20 минут», — привел пример глава почтового оператора.

Одновременно с развитием доставки «Почта России» хочет стать одним из «ключевых игроков на российском рынке ретейла», следует из документов к стратегии. Почтовый оператор считает, что его текущая инфраструктура позволит создать крупнейшую в стране сеть ультрамалого формата в сегментах «магазин у дома» и «дискаунтер».

Среди предпосылок для развития такого формата, в частности, сеть почтовых отделений, покрытие которой более чем в два раза больше, чем у крупнейшего ретейлера России, и это дает возможность «достигнуть эффекта масштаба на закупках при лимитированном числе товаров». Кроме того, у оператора есть штат из более чем 110 тыс. почтальонов, «которые могут быть поддержкой для коммуникации и обучения людей, в т.ч. для использования дистанционных каналов».

Как пояснил Акимов, до объемов X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнита» или «Дикси» почтовый ретейлер не вырастет. «Но в формате сверхдешевого «магазина у дома» точно сможем в этом сегменте конкурировать», — говорит он.

В отделениях «Почты России» уже есть полки с товарами повседневного спроса — с 2018 года оператор открывает в своих отделениях точки сети «Магнит» с 200–600 наименованиями товаров в зависимости от площади отделения. Ранее планировалось открыть 30 тыс. таких точек, но, как рассказал Максим Акимов, планы развития этого проекта были скорректированы.

«Он (проект с «Магнитом». — РБК) стал для «Почты России» когда-то хорошим способом развиться в розничных продажах, но со временем мы научились продавать сами, и потому те планы по очень большому числу совместных точек подсократились», — рассказал он, отметив, что сейчас открыто около 850 таких магазинов внутри отделений.

Также «Почта России» отказалась от планов открыть собственный маркетплейс. «Мы не будем сами управлять гигантскими маркетинговыми инвестициями в продвижении собственной электронной полки», — рассказал Акимов. Он сослался на опыт зарубежных почтовых операторов, которые также пытались создавать собственные торговые площадки, но в текущий момент отказались от этих планов: «Нигде не покатило. Видимо, степень концентрации и уровень посвящения внутренней культуры компании к этому продукту должны быть настолько высоки, что он выжигает все остальное. Это должен быть только этот бизнес, не связанный больше ни с какой другой почтовой деятельностью». Однако почтовый оператор продолжит оставаться каналом продвижения для других маркетплейсов и товарных витрин, говорит Максим Акимов.

Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше, выяснили ученые
Pro
Как снизить налоговую нагрузку в 2025 году
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план