Минфин США объяснил засекречивание сотен страниц «кремлевского доклада»
Министерство финансов США ответило на критику в адрес публичной версии «кремлевского доклада», в которую включены имена всех российских миллиардеров из списка Forbes, всех чиновников администрации президента с сайта Кремля и всех членов правительства. Американские эксперты (например, бывший координатор санкционной политики в Госдепартаменте Дэниел Фрид) заявляли, что опубликованный список подготовлен по принципу сплошного «копипаста» из открытых источников и такой подход выдает несерьезность администрации в вопросе санкций против России.
Доклад был «повсеместно интерпретирован неверно», говорится в заявлении помощника министра финансов США по связям с общественностью Тони Сэйега, которого цитирует Bloomberg. Несекретная часть доклада действительно основана на общедоступных материалах, включая веб-сайты, правительственные документы и новости в СМИ, сообщил Сэйег, тогда как засекреченная часть написана с помощью секретных источников и методов.
«Минфин США ясно дал понять, что мы сосредоточены на том, чтобы противостоять дестабилизирующей деятельности России», — говорится в заявлении.
По словам Сэйега, Минфин включил в доклад секретное приложение, чтобы «предотвратить потенциальное бегство названных там лиц и организаций из активов и не допустить раскрытия чувствительной информации». Ранее министр финансов Стивен Мнучин сказал, что документ насчитывает «сотни страниц» (в опубликованной версии — только девять).
В публичной версии доклада Минфин подчеркнул, что опубликованный список из 210 российских имен не является санкционным. И даже те, кто назван в секретной части доклада, не подвергаются тем самым никаким санкциям. То же самое разъяснение Минфин внес 30 января в раздел «Часто задаваемые вопросы» OFAC — санкционного подразделения Минфина США.
Ст. 241 закона о санкциях CAATSA, в рамках которой Минфином США был подготовлен доклад о российских высокопоставленных политических фигурах и «олигархах», была включена в закон, чтобы администрация могла посодействовать конгрессу США в определении возможного воздействия будущих санкций, возможно, и с целью разработки новых санкций, говорит РБК партнер вашингтонской юрфирмы Jacobson Burton Kelley (специализируется на санкционных законах США) Дуг Джейкобсон. Он объясняет, что цель засекречивания части доклада — «не допустить обнародования определенной информации, которая могла бы мотивировать лиц, названных в документе, поменять структуру собственности их компаний». По его словам, такие изменения часто происходили, когда США и ЕС ввели первые санкции в 2014 году.
В то же время Мнучин 30 января пообещал американским сенаторам, что «санкции, вытекающие из секретной части доклада, будут».
Экономист Андерс Ослунд из аналитического центра Atlantic Council, который готовил рекомендации правительству США по составлению «кремлевского списка», утверждает, что при участии экспертов в Минфине США готовился «избирательный и ограниченный список». Но в последние дни перед отправкой доклада в конгресс «кто-то в Госдепартаменте, Минфине или Белом доме выбросил всю работу экспертов на помойку». Ослунд считает, что президента России Владимира Путина «можно поздравить со списком», который в итоге вышел. «Можно надеяться, что список в секретной части доклада более осмысленный, но прямо сейчас кажется, что Минфин и Госдепартамент США имеют слабое представление о том, как по-настоящему работает Кремль, или же им просто все равно», — написал директор российских исследований в Американском институте предпринимательства Леон Арон.