Экономика, 01 апр 2016, 16:05

Швейцария обогнала Россию среди торговых партнеров Евросоюза

Россия скатилась на четвертое место среди торговых партнеров Евросоюза, уступив «бронзу» Швейцарии. Снятие санкций не восстановит объемы двусторонней торговли, которые достигли семилетнего минимума, считают в Брюсселе
Читать в полной версии
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

​В пятницу, 31 марта, статистическое агентство Евросоюза Eurostat опубликовало статистику по внешней торговле за 2015 год (документ доступен также на русском языке). Объем двусторонней торговли с Россией составил €209,6 млрд — это 6% от всей внешнеторговой деятельности Евросоюза и на 26% меньше, чем в 2014 году, когда этот показатель составил €284,6 млрд. Торговый оборот России с ЕС достиг минимальных значений с 2009 года — тогда он составил €185,3 млрд. Речь идет о так называемой торговле товарами (trade in goods), куда не входят прямые инвестиции и «торговля услугами».

В списке торговых партнеров Евросоюза в 2015 году Россия впервые уступила третье место Швейцарии, оборот с которой составил €253 млрд. На первом и втором местах среди партнеров ЕС — США и Китай: с ними страны Евросоюза наторговали в минувшем году на €619 млрд и €521 млрд соответственно.

Россия поставляет Европе товаров на сумму, почти вдвое превышающую ее импорт из Евросоюза: €135,7 млрд против €73,9 млрд соответственно. Единственной страной ЕС, приоритетным торговым партнером которой осталась в минувшем году Россия, оказалась Литва. Для Латвии Россия стоит на втором месте по объемам экспорта. Немало стран Евросоюза заинтересованы и в российских товарах: Москва является вторым по важности партнером по импорту для Болгарии и третьим — для Греции, Польши и Финляндии.

При этом Евросоюз остается ведущим торговым партнером для России. По данным замглавы Минэкономики России Алексея Лихачева, доля ЕС в товарообороте России со всеми странами по итогам 2015 года составила 44,5%. Названная им предварительная оценка его объемов выше, чем у европейских статистиков, — $230 млрд. За минувший год, по данным Федеральной таможенной службы, в 2015 году экспорт товаров в страны ЕС снизился на 36,1%, а импорт — на 40,8%.

Как отмечает Eurostat, торговля России с Евросоюзом начала сокращаться еще до ухудшения отношений и введения обоюдных санкций, пика объемы двусторонней торговли достигли в 2012 году — тогда они составили €338,5 млрд, что занимало десятую часть всего внешнеторгового оборота Союза. В последующие годы торговля последовательно сокращалась.

На то, что объемы начали падать до украинского кризиса, обращают внимание и авторы аналитической записки по двусторонним торговым отношениям, подготовленной для Еврокомиссии (есть в распоряжении РБК). Подлинность документа подтвердили два европейских дипломатических источника. Негативную тенденцию в торговых отношениях эксперты объясняют курсом Москвы на протекционизм и импортозамещение. По времени это совпало со вступлением России в ВТО летом 2012 года и введением субсидий для местных производителей, которые компенсировали отмененные пошлины.

Перевозки между Россией и Польшей возобновятся

Россия и Польша по итогам переговоров в Гданьске подписали договор об обмене разрешениями на грузовые автоперевозки («дозволами») до конца 2016 года, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на заместителя министра транспорта Николая Асаула. По его словам, каждая сторона получит по 170 тыс. разрешений, из которых по 30 тыс. выделено для третьих стран.

Как сообщил РБК-Калининград председатель комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк, потребности двух стран по количеству разрешений на перевозки удовлетворены в полном объеме. «Этого количества разрешений хватит, чтобы без проблем ездить через Польшу. Разрешения нужны, их уже физически не осталось», — сказал он. По его словам, предполагается, что «дозволы» поступят в Калининград к концу следующей недели.

Леонид Степанюк добавил, что, по его данным, Польша получит 30 тыс. разрешений для третьих стран, Россия — 10 тыс. подобных разрешений.

В январе 2016 года стороны не смогли договориться по количеству разрешений, в результате с 1 февраля грузоперевозки между странами прекратились. В отсутствие договоренности с Польшей по «дозволам» калининградские перевозчики были вынуждены осваивать объездные маршруты. Самый короткий и популярный — через литовскую Клайпеду, а оттуда паромом в Германию. С учетом парома в Литве и Латвии транзитная перевозка выросла в цене на 30–50%.

В феврале стороны заключили соглашение о введении переходного периода до 15 апреля, и перевозки возобновились по специальным разрешениям. При этом калининградские перевозчики на фоне увеличения объемов грузоперевозок опасались, что разрешений хватит максимум до 1 апреля.

Для поворота от протекционизма в сторону открытого рынка, гласит документ, от Москвы потребуется проведение фундаментальных изменений в экономической политике, согласованных на самом верху. «Пока что мы не видим предпосылок к такой смене курса, даже наоборот», — говорится в записке Еврокомиссии.

Исходя из этого авторы доклада заключают: даже в случае взаимного снятия экономических санкций объемы российско-европейской торговли не смогут сколько-нибудь заметно вырасти в краткосрочной перспективе. Другая причина этого — сложная внутриэкономическая обстановка в самой России, обусловленная как падением нефтяных цен, так и «недостаточной диверсификацией и модернизацией».

Еврокомиссия отмечает, что готова продолжать диалог с Россией и выстраивание торгово-экономических отношений. Причем, как отмечается в документе, Брюссель считает более эффективной и успешной работу Евросоюза с Россией в целом, нежели двусторонние переговоры Москвы со странами — членами ЕС.

В части, посвященной торговым связям с Украиной, авторы аналитической записки рекомендуют ЕС не вмешиваться в двусторонние переговоры Москвы и Киева, а поддержать торговую диверсификацию Украины. Намерения же возобновлять трехсторонние консультации Россия — Украина — ЕС, провалившиеся в декабре прошлого года, у Брюсселя нет, отмечается в документе.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом