Экономика, 01 апр 2019, 17:47

Минфин предложил использовать ФНБ по норвежской модели

Минфин может изменить подход к работе Фонда национального благосостояния. Министерство готовится расширить список активов для инвестиций, в том числе за пределами России
Читать в полной версии
(Фото: Станислав Красильников / ТАСС)

Минфин изменит нормативную базу Фонда национального благосостояния (ФНБ), сообщил журналистам заместитель министра финансов Владимир Колычев. Во-первых, по примеру Норвежского суверенного фонда власти намерены расширить список активов, в которые разрешено инвестировать средства фонда, во-вторых, они готовятся поддерживать кредитами из ФНБ покупателей российской несырьевой продукции.

Инвестировать свободные ресурсы ФНБ можно будет после того, как их объем превысит 7% ВВП. Это может произойти уже по итогам 2019 года, сказал Колычев.

Что сейчас представляет собой ФНБ

  • По данным на 1 марта 2019 года, объем ФНБ составляет $59,13 млрд (3,9 трлн руб., или 3,7% ВВП). ФНБ пополняется за счет бюджетного правила: сверхдоходы государства от продажи нефти дороже $40 направляются не на расходы, а в резервы. За 2018 год объем ФНБ вырос с 3,8 трлн до 4 трлн руб. на фоне высоких цен на нефть. В долларовом выражении объем ФНБ падает из-за ослабления рубля.
  • До 2018 года в России существовало два фонда — ФНБ и Резервный фонд, но в прошлом году Резервный фонд был упразднен, после того как правительство полностью потратило его на покрытие дефицита федерального бюджета.
  • После того как объем ликвидных средств ФНБ достигнет 7% ВВП, правительство сможет направлять излишки на инвестиции. Минфин ожидает, что на этот уровень ФНБ выйдет по итогам 2019 года.
  • Доходность от размещения средств ФНБ относительно невысокая — по итогам 2018 года она составила 0,63% (доходность, выраженная в корзине разрешенных иностранных валют). Речь идет о 70,5 млрд руб., в том числе процентах по валютным счетам в ЦБ в размере 12,3 млрд руб., а также доходах от вложений в иные финансовые активы в размере 58,2 млрд руб.

Что может измениться

  • «Норвежский [опыт] — самый лучший пример. Это просто расширение спектра активов, добавление кредитного риска, других рисков, equity risk (риск вложений в акции. — РБК)», — отметил замминистра финансов. Норвежский суверенный фонд, крупнейший в мире, традиционно показывает высокую доходность, хотя в 2018 году он зафиксировал убытки впервые за семь лет. Фонд инвестирует в акции, облигации и недвижимость по всему миру.
  • Вторая часть плана Минфина — инвестиции за пределами страны. «Это должны быть не внутренние инфраструктурные проекты, а что-то вне России, иначе будет влияние на внутренние макроусловия, курс, инфляцию, процентные ставки — и при этом что-то более доходное, чем резервные активы, в которые вкладываются первые 7%», — сказал Колычев.
  • Правительство думает над тем, чтобы направить деньги на льготное финансирование покупателей российского несырьевого экспорта, сообщил Колычев. Речь идет о «предоставлении кредитов по более низким ставкам, чем мы сейчас можем себе позволить по тем же проектам, которые сейчас реализуются за счет госкредитов».
  • Инвестиции из ФНБ внутри страны неактуальны, соглашается заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его пить, образно объясняет он: у компаний есть прибыль, которую можно было бы направить на новые проекты, однако стимулировать инвестиции необходимо улучшением деловой среды, а не средствами ФНБ. Поддержка покупателей российской продукции за рубежом — верное решение, так как мировая экономика в последние годы в среднем росла быстрее российской, отмечает Миронов.
  • Большая часть российской несырьевой продукции связана с оборонной промышленностью, и распределение льготных кредитов для ее покупателей может оказаться непрозрачным, считает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Управление по модели Норвежского фонда — самый правильный подход, который будет формировать хороший задел на будущее, добавляет Мурашов: доходы от управления средствами ФНБ в отличие от тех же нефтяных сверхдоходов можно будет инвестировать внутри страны.
  • Минфин не выбирает между двумя вариантами — инициативы «не взаимоисключающие, а взаимодополняющие», подчеркнул Владимир Колычев.

Когда могут быть внесены изменения в нормативную базу

  • Изменения в нормативную базу регулирования ФНБ должны быть внесены уже до конца 2019 года. При этом власти не обсуждают создание отдельного агентства по управлению средствами ФНБ, так как у этой инициативы есть риски в связи с санкциями.
  • Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов ранее говорил, что средства ФНБ могут направить на финансирование строительства АЭС в Египте.
  • В базовом сценарии Минфина к 2036 году объем ФНБ составит порядка 12% ВВП, в консервативном — около 8% ВВП, сказал Колычев: «Это общий объем ФНБ, который включает как часть, которая инвестирована в ликвидные резервные активы, так и ту часть, которая инвестирована в рамках предыдущих антикризисных программ в разные способы поддержки либо банковской системы, либо инфраструктурных проектов. Даже при достаточно консервативном сценарии у нас сохраняется подушка безопасности, которая при стрессовых вариантах развития событий может быть задействована».
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу