Экономика, 02 июн 2014, 00:00

Аэродром Домодедово передадут структурам Каменщика до 2073г.

После многолетнего конфликта с чиновниками и конкурентами владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик выбил не только финансирование новой взлетно-посадочной полосы. Аэропорт получил на 59 лет в аренду инфраструктуру, построенную за государственный счет в прошлом году во время реконструкции первой полосы.
Читать в полной версии
(Фото: ИТАР-ТАСС)

Правительство России разрешило передать ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", управляющему одноименным аэропортом, 20 объектов аэропортовой инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, на срок до 13 мая 2073г., говорится в распоряжении премьер-министра Дмитрия Медведева от 28 мая, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации. Еще шесть объектов передаются до 31 декабря 2014г. "для осуществления аэропортовой деятельности".

Речь идет о новых объектах, построенных во время реконструкции первой полосы, рассказал РБК представитель аэропорта. Объекты предусмотрены в текущей стоимости арендного договора до 2073г., уточнил он. Какие именно объекты будет арендовать частный оператор Домодедово, представитель аэропорта назвать не смог. Первая полоса Домодедово была реконструирована в 2013г., бюджет потратил на нее 1,25 млрд руб.

Хозяин воздушных ворот

В 2011г. после теракта в аэропорту Дмитрий Медведев, который тогда занимал должность президента, потребовал от Генеральной прокуратуры выяснить, кто является владельцем аэропорта. "Вроде бы известно, кто собственник, но начинают проверять - собственник спрятан за структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов", - сказал он.

Вопрос о собственнике прозвучал неожиданно. Росимущество в 2004-2007гг. пыталось оспорить в суде итоги приватизации аэропорта, в результате которой структуры Каменщика приобрели Домодедово за 1 млн долл., но безуспешно - арбитраж дело прекратил. О том, что Каменщик - бенефициар аэропорта, стало известно в мае 2011г. при подготовке к IPO на Лондонской бирже. В сентябре прошлого года аэропорт Домодедово уточнил, что Каменщик - его единственный владелец.

Несколько раз на аэропорт находились потенциальные покупатели. В 2011г. получить блокпакет акций Домодедово пытался бывший спецпредставитель президента по вопросам энергетического сотрудничества Игорь Юсуфов, писал ИТАР-ТАСС. Тогда владельцы аэропорта вышли из переговоров по собственной инициативе. Интерес к активу в конце 2011г. проявляли группа "Сумма" Зиявудина Магомедова и инвестподразделение "Альфа-Групп" А1. Стороны не договорились о цене, и переговоры о продаже также были приостановлены.

В июле 2013г. Каменщик мог говорить потенциальным покупателям, что ему неинтересно продавать авиабизнес. Тогда на совещании по развитию Московского авиаузла президент Владимир Путин утвердил предложения по передаче аэродромов Внуково, Шереметьево, Домодедово в концессию частному оператору на длительный срок. Концессионеру откроют доступ к госгарантиям для привлечения кредитных ресурсов и для развития инфраструктуры.

В сентябре появилась информация о том, что владельцы Домодедово вновь ведут переговоры о продаже аэропорта. Очередную попытку передать его лояльным государству структурам курирует лично президент "Роснефти" Игорь Сечин, писал ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники, знакомые с ходом переговоров. Если до конца года владельцы Домодедово не пойдут навстречу переговорщикам, аэропорт лишится новой полосы и получит альтернативный топливо-заправочный комплекс, говорили собеседники информагентства.

Их прогноз не сбылся: 7 апреля этого года Росавиация объявила конкурс по выбору подрядчика для реконструкции второй взлетно-посадочной полосы Домодедово. Новая полоса должна быть введена в строй в 2016г. взамен ВВП-2, срок эксплуатации которой истекает в том же году. Через две недели после объявления конкурс был отменен из-за технических проблем на сайте госзакупок, но 29 мая Росавиация его возобновила.

Претенденты должны подать заявки на участие до 18 июня, тендерная комиссия объявит победителя после 20 июня. Строительство полностью финансируется из федерального бюджета. Победитель должен будет построить новую взлетно-посадочную полосу за 13 млрд руб. и новые перроны за 2 млрд руб.

Концессионеры

В феврале Министерство транспорта предложило без проведения конкурса передавать в концессию крупнейшие аэродромы с долгами. Представитель ведомства говорил, что под эти изменения могут подпасть аэропорты с пассажиропотоком более 5 млн человек в год. В концессию предлагалось передать три московских аэропорта и петербургский аэродром Пулково. Согласно новому законопроекту, концессионеру предложат погасить имеющуюся задолженность аэропорта сразу или за счет средств, которые он получит от концессии, говорил представитель Минтранса.

Предложенная чиновниками схема может быть направлена против владельца Домодедово Дмитрия Каменщика, который рискует остаться без аэродрома, считает главный редактор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Имущество, которое арендует его структура, находится в распоряжении ФГУПа, поэтому Росавиация может это имущество забрать и передать в концессию, добавил эксперт.

Кто такой Каменщик?

Дмитрий Каменщик родился 26 апреля 1968г. в Екатеринбурге (Свердловске). Окончил социологический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Занялся бизнесом в конце 1980-х. В 1990г. основал фирму "Малахит" для обслуживания иностранных туристов, позже занимался челночным бизнесом на арендованном у аэропорта Домодедово самолете. В 1992г. основал группу "Ист Лайн", которая к 1998г. полностью управляла аэропортом. Назван конечным собственником группы на официальном сайте Домодедово, занимая должность председателя совета директоров аэропорта.

Денис Ильюшенков

Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой