Экономика, 01 июл 2014, 23:27

Минфин нашел способ сбалансировать бюджет на 2015г.

Сегодня правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрит поправки в бюджет на 2015-2017гг. Свои предложения накануне представил Минфин. Ведомство предлагает в следующем году сократить запланированный дефицит бюджета более чем вполовину - с 1 до 0,4% ВВП.
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Это будет возможно благодаря увеличению нефтегазовых доходов при сокращении предельных расходов. План по доходам повышен с 14,6 трлн до 14,9 трлн руб. за счет увеличения нефтегазовых доходов на 702 млрд руб. Оценка ненефтегазовых доходов снижена до 7,4 трлн руб. с 7,7 трлн. Нефтегазовый дефицит увеличивается с 9,6 до 10,3% ВВП.

По похожим причинам были изменены основные параметры бюджета на текущий год. Расходы в 2014г. остались прежними, но запланированный дефицит в 0,5% заменен на профицит в 0,4% при существенном сокращении внутренних займов и полном отказе от внешних заимствований из-за роста их стоимости по причине растущих геополитических рисков.

Основной причиной появления профицита в бюджете стало увеличение нефтегазовых доходов более чем на 950 млрд руб. за счет роста прогнозного курса доллара, цен на нефть марки Urals и экспортных цен на газ в страны дальнего зарубежья. При этом ненефтегазовые доходы сокращались более чем на 280,9 млрд руб., а ненефтегазовый дефицит увеличивался с утвержденных 9,4 до 10,1% ВВП, что вызывало беспокойство аудиторов Счетной палаты, указавших на продолжающийся рост зависимости российского бюджета от нефтегазовых доходов.

Для балансировки бюджета Минфина предлагает вернуться на рынок внешних заимствований и занимать по 7 млрд долл. ежегодно, а также сократить предельные расходы на 2015г. с 15,4 трлн до 15,3 трлн руб. и еще на 2% в 2016-2017гг., что даст бюджету дополнительно 306 млрд руб., уточнил вчера глава Минфина Антон Силуанов. Возможности государства финансировать расходы бюджета дошли до предела, признал министр.

На будущий год Минфин предлагает новые меры по пополнению доходной части бюджета. Чтобы обеспечить план по доходам, предлагается приватизировать "Роснефть" в 2014 или 2015гг., а доходы от продажи пакета в 19,5% в 423 млрд руб. учесть в бюджете на следующий год (изначально учтены в бюджете на 2016г.). Представитель Росимущества это не комментирует.

Возможность пополнить казну даст и увеличение целого ряда налогов. Предлагается увеличить ставки на сигареты более дорого сегмента, не возмещать НДС при госинвестициях, повысить ставку налога на дивиденды с 9% до 13% и ввести акцизы на газ, экспортируемого в Турцию по "Голубому потоку". "Он сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута", - сказал Силуанов (цитата по "Прайм").

По расчетам Минфина, это даст около 40 млрд руб. ежегодно. Кроме того, Минфин не исключает введения налога с продаж в 3% и предоставления регионам права его вводить. Для регионов это дополнительные 200 млрд руб., уточнил Силуанов.

Вопрос повышения фискальной нагрузки в этом году неоднократно обсуждался, в том числе на совещаниях у премьера. В апреле после одного из таких совещаний первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о принятом решении: налоговая нагрузка не будет повышаться до окончания политического цикла (2018г.). Представитель секретариата первого вице-премьера не комментирует предложения главы Минфина.

Сейчас предложения Минфина также являются дискуссионными, сообщили РБК несколько источников в правительстве. В Минэкономразвития воздержались от комментариев до изучения документов с проектировками. Предложения по налогам являются вполне логичными, за исключением отказа от возмещения НДС при госинвестициях, говорит главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. На каждый процент роста ВВП приходилось 2% роста инвестиций. ВВП сокращается и инвестиционные стимулы явно нужны, поясняет он.

Ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предлагал ускорить экономический роста за счет смягчения бюджетного правила, но Минфин выступил против. В текущей ситуации повышение налогов может иметь негативный эффект при замедляющемся экономическом росте, говорит главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова.

"Повышение налогов экономический рост не поддерживает. И когда экономика замедляется, повышение налогов - крайняя мера. Если никакого другого пути нет, чиновники идут на повышение налогов. Но здесь вопрос: что мы ставим во главу угла - желание балансировать бюджет или ускорение экономического роста. Ускорить его бюджетной политикой невозможно, он находится на низком уровне по структурным причинам", - говорит она.

Яна Милюкова

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски