Экономика, 01 авг 2011, 17:05

СК "Цюрих": Страховой рынок в России становится похож на цивилизованный

Только сейчас российский страховой рынок становится похож на цивилизованный. Такое мнение высказал в интервью газете "РБК daily" генеральный директор ООО "СК "Цюрих" Николай Клековкин. По его мнению, "до кризиса российский рынок считался некой аномальной зоной, в которой рост составлял более 30% в год, а инвесторы буквально швыряли деньги в любой актив, который называл себя страховым".
Читать в полной версии

Связано это было с тем, считает глава СК "Цюрих", что почти все генеральные директора страховых компаний и филиалов ориентировались только на объем премий. Никто не следил за операционными расходами, во многих компаниях практически отсутствовала функция андеррайтинга, а риск-менеджмента в принципе не было.

"О соблюдении требований законодательства многие позволяли себе забывать. Компании были (а многие и остаются) недокапитализированными. Не было построено четкой системы урегулирования убытков. То есть, откровенно говоря, наш рынок страховой отраслью можно было назвать с большой натяжкой", - отметил Н.Клековкин.

Сейчас же, считает глава СК "Цюрих", у большинства страховщиков совершенно другие приоритеты: как увеличить прибыльность, как сократить издержки, как эффективнее управлять рисками, проводить актуарные расчеты, жестче контролировать филиалы и грамотно поддерживать взаимоотношения с регулятором и при всем этом повысить уровень клиентского сервиса. И в этой ситуации стало гораздо понятнее, как выстраивать эффективный бизнес. Очень скоро в России можно будет вести цивилизованную конкурентную борьбу. К тому же в России много привлекательного: большая экономика и низкий уровень проникновения страховых услуг.

Что касается развития рынка страхования в России и ухода некоторых крупных западных игроков из России, то по мнению Н.Клековкина, для работы на российском рынке нужно четкое понимание, как эффективно развиваться в российских реалиях.

"Как показывает практика, не все "иностранцы" действительно знают, что тут делать, и уходят с рынка. Это прежде всего характерно для страховщиков жизни. Потому что мы, пожалуй, последняя страна в мире с развитой экономикой и достаточными доходами на душу населения, у которой не развивается "лайф". Для развития страхования жизни нужны налоговые льготы со стороны государства, хотя бы временные, что поможет дать этому сегменту толчок. Льготы потом можно убрать, но впоследствии мы можем получить колоссальный приток длинных денег в экономику", - считает Н.Клековкин.

Он также отмечает, что на рынке осталось много компаний, которые демпингуют, особенно в медицинском, имущественном и автостраховании, и в этой ситуации выходить на российский рынок сегодня и вести ценовую борьбу просто неинтересно.

Еще одна важная проблема, по мнению Н.Клевокина, это отсутствие МСФО. "Именно из-за этого иностранные компании не могут определить, какую компанию стоит покупать, а какую нет, так как нельзя точно оценить уровень ее прибыльности или убыточности. А ведь если глубоко копнуть, то даже у крупных страховщиков есть много скелетов в шкафах. Эта ситуация усугубляется тем, что российские акционеры не могут смириться с новой оценкой их бизнеса, считая, что с 2007г. их компании не потеряли в цене. Это так называемый синдром липких цен", - отмечает глава СК "Цюрих".

Говоря о планах по развитию СК "Цюрих", Николай Клековкин отметил, что компания намерена "активнее работать с банковским страхованием. Раньше мы страховали только автокредиты, сейчас страхуем ипотеку, залоги, выезды за рубеж, лизинг. С повышением региональных коэффициентов ОСАГО может стать интересным для нас сегментом. Пока же в 2010г. мы прекратили работу по ОСАГО и каско в 30 филиалах из 64, где этот бизнес был убыточным. Отказаться от 500-700 млн руб. премий в год нам, среди прочего, пришлось из-за ценовой политики конкурентов в этих регионах, что стало причиной нашей слабой позиции там".

По его словам, накануне кризиса СК "Цюрих" достался сложный портфель - и по содержанию (в основном ОСАГО и каско) и по качеству (с высоким уровнем убыточности), поэтому последние 1,5 года мы занимались его чисткой и диверсификацией. "Результаты этой работы уже сегодня налицо: мы кардинально изменили ситуацию с нашим автобизнесом - убыточность существенно снизилась и весь новый портфель компании приносит прибыль, а доля "немоторных" видов выросла (с 9% в 2009г. до 31%). Кроме того, мы проводим централизацию бизнес-процессов - масштабную реструктуризацию, которая требует значительных инвестиций. Это тоже отражается на финансовом результате. Тем не менее в среднесрочной перспективе ООО "СК "Цюрих" будет приносить прибыль", - отмечает Н.Клековкин.

По его словам, у акционеров СК "Цюрих" достаточно средств, а также есть понимание того, что в обозримом будущем развивать бизнес в России будет гораздо безопаснее и перспективнее, чем сейчас. Группа оказывает поддержку операций в России, и не только финансовую.

"Ранее мы тратили эти средства на трансформацию и глобальную реструктуризацию компании, выстраивание ее в соответствии с глобальными стандартами Zurich. Теперь же мы приближаемся к нашей цели прибыльного роста. Поэтому и инвестиции будут не нужны. В частности, мы продолжаем проект централизации всех процессов компании в рамках федерального административного центра в городе Иванове, единовременно переводим операционные функции, урегулирование убытков, финансовые операции, юридическую службу в административный центр. Там же, кстати, был создан и федеральный контакт-центр, обслуживающий клиентов компании в девяти часовых поясах. Таким образом, мы стремимся, чтобы на местах в филиалах остались только продавцы и специалисты по урегулированию убытков, а все решения принимались в центре", - отмечает глава СК "Цюрих".

Плюсы же такой централизации в том, считает Н.Клековкин, что в компании возрастает степень контроля. "Ведь изначально российский страховой рынок развивался по "предпринимательской модели". То есть в филиале компании находился директор, у которого были неограниченные полномочия - от широких до безумных. При управлении филиалом он руководствовался только своим видением ситуации. Это хорошо сказывалось на объемах продаж, но плохо - на всем остальном. Поэтому в кризис, когда продажи упали, многие филиалы оказались за гранью выживания. Сейчас филиалы "Цюриха" начинают работать по единым стандартам, становятся исключительно офисами продаж и общения с клиентами в рамках урегулирования убытков. Это также значительно снижает затраты на персонал", - говорит глава страховой компании.

Централизация требует повсеместного внедрения единых стандартов, обновления всей инфраструктуры (единое информационное пространство, система контроля над всеми рабочими станциями, выделенный канал связи и документооборота), отмечает Н.Клековкин. Однако, указывает он, наши акционеры уверены, что это единственный способ иметь прибыльную компанию в России, так как он позволяет контролировать соблюдение требований андеррайтинга, дисциплины продаж (кто, что и по какой цене продает), работу по урегулированию убытков, что также позволяет исключить утечку - мошенничество по отношению к страховой компании.

Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни