Экономика, 01 ноя 2008, 16:59

Российские автопроизводители не заинтересованы в объединении

Российский автопром, как и другие отрасли, переживает не лучшие времена
Читать в полной версии

Российский автопром, как и другие отрасли, переживает не лучшие времена. За последний месяц бумаги Группы "ГАЗ" подешевели на 75%, АВТОВАЗа - на 53%, Группы Sollers - на 65%, акции КАМАЗа на - 32%. Компании корректируют планы производства и сокращают издержки, однако очевидно, что реализация масштабных долгосрочных проектов осложняется. Ведущие российские компании машиностроительной отрасли обратились (или заявили о таком намерении) к государству с просьбой предоставить средства для поддержки производства. Акции компаний машиностроительной отрасли движутся в целом вместе с рынком, отмечает управляющий директор UFG Asset Management Юрий Анпилогов. Величины падения в целом соответствуют динамике индекса РТС. "По сравнению, например, с металлургическими компаниями, ситуация в автопроме, наверное, даже лучше, поэтому, на наш взгляд, никаких серьезных изменений в отрасли быть не должно", - говорит эксперт. Он подчеркивает, что наименее болезненными экономические потрясения будут для тех компаний, которые получат помощь со стороны государства. На днях появилась информация о том, что ОАО "КАМАЗ" намерено обратиться в правительство РФ с просьбой о господдержке в размере 27 млрд руб. Согласно сообщению источника, знакомого с планами компании, из них 12 млрд руб. КАМАЗ просит на долгосрочные проекты, а 15 млрд руб. - на поддержку лизинга. "В настоящее время готовятся соответствующие документы", - заключил собеседник РБК. Кроме того, КАМАЗ скорректировал планы производства по итогам 2008г. Компания планирует в среднем сократить производство продукции на 20%. Ранее сообщалось, что группа "ГАЗ" с 6 по 10 октября 2008г. приостановила работу ряда подразделений Горьковского и других заводов холдинга. Как пояснял пресс-секретарь группы "ГАЗ" Олег Гамов, сотрудники отправлены в отпуск, им будут сохранены две трети заработной платы. Он отмечал, что "никакого кризиса в компании нет, ситуация стабильная и управляемая". Вместе с тем в группе признавали, что финансовый кризис коснулся крупных машиностроительных предприятий. О.Гамов отмечал, что в компании с целью подготовки холдинга к возможным негативным последствиям проводится ряд мероприятий по снижению издержек. В частности, был приостановлен набор новых сотрудников, анализируются складские запасы, предпринимаются меры управленческого и административного характера, изыскиваются резервы для экономии в уже начатых проектах. Тем не менее, в группе "ГАЗ" надеются, что снижение темпов производства по отдельным видам продукции носит кратковременный характер. Кроме того, государственные и муниципальные контракты позволяют говорить о том, что компания в долгосрочной перспективе преодолеет финансовый кризис без убытков для себя, сообщал О.Гамов. Он также добавлял, что 13 октября группа "ГАЗ" возобновит производство в полном объеме. В конце октября Группа "ГАЗ" обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать российских производителей. Государству предлагается выделить нецелевые кредиты на 100 млрд руб., увеличить госзакупки, повысить пошлины на импортные автомобили на 10%, заморозить тарифы на электроэнергию, а также ввести временный запрет на приобретение госорганами иностранной машиностроительной продукции. Об этом говорилось в письме членов наблюдательного совета ОАО "ГАЗ" на имя Д.Медведева с предложениями по поддержке российского машиностроения. Если государство не вмешается, отрасли грозят массовые сокращения, отмечалось в письме. Сам ГАЗ может уволить до 20% сотрудников (из 120 тыс.). Для стабилизации ГАЗ предлагает обширный комплекс антикризисных мер. Для себя он просит не менее 30 млрд руб. на стабилизацию оперативной деятельности, а также 12 млрд руб. на создание центра дизелестроения в Ярославской области, где ГАЗ строит завод для производства двигателей по лицензии Renault Trucks. Для всей отрасли ГАЗ предлагает выделять целевые необеспеченные кредиты общим объемом в 100 млрд руб. Для спасения отечественных предприятий с помощью госзакупок ГАЗ предлагает ввести "временный запрет на приобретение иностранной машиностроительной продукции федеральными и региональными органами", а также исполнить госзаказы, запланированные на 2009-2010гг., еще в 2008г. При этом объем аванса предлагается увеличить до 70-80%. Кроме того, государству предлагается компенсировать городам две трети лизинговой ставки для закупки автобусов. И, наконец, для удара по импорту ГАЗ предлагает серьезно увеличить ставки ввозных пошлин: для легковых автомобилей - с 25% до 35%, для грузовых - с 10-15% до 25% и для автобусов - с 10-20% до 25%. ОАО "АВТОВАЗ" также обратилось в правительство РФ с просьбой о выделении 26 млрд руб. для товарного кредитования дилеров. Как сообщил глава компании Борис Алешин, по этому вопросу "есть уже поручение". О сроках выделения данных средств Б.Алешин не уточнил. Он добавил, что указанные средства необходимы для изменения модели отношений компании со своими дилерами. Ранее появилась информация о том, что в завершающей стадии находятся переговоры АВТОВАЗа и Внешэкономбанка о выделении кредита на сумму в 1 млрд долл. По информации ряда СМИ, на складах завода уже скопилось 100 тыс. непроданных автомобилей, и заводу необходимы деньги для того, чтобы отсрочить оплату машин дилерами. 17 октября Б.Алешин озвучил решение о продаже дочернего предприятия "Лада-Сервис" как непрофильного актива. Однако уже 24 октября АВТОВАЗ решил отказаться от продажи "дочки", так и не получив за это время выгодного денежного предложения. Эксперты отмечают, что фирменная дилерская сеть может приносить компании хороший доход, но только если АВТОВАЗу удастся наладить эффективную работу этого актива. Как говорится в сообщении АВТОВАЗа, компания решила не продавать дочерний дилерский холдинг "Лада-Сервис" в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке. В АВТОВАЗе пояснили, что концерн может как отложить продажу "дочки", так и полностью отказаться от идеи продажи собственной дилерской сети, сосредоточившись на ее развитии. Между тем аналитики не исключают, что ситуация, сложившаяся в отрасли, может послужить поводом для ее консолидации. Первый шаг в данном направлении сделал АВТОВАЗ, получивший разрешение ФАС на покупку "ИжАвто" - предприятия, которое в настоящее время собирает устаревшую модель универсала АВТОВАЗа (ВАЗ-2104), а также более востребованные на рынке модели - KIA Spectra, Rio и Sorento. Аналитики отмечают, что основной целью приобретения является увеличение производственной мощности АВТОВАЗа до 1 млн автомобилей в год с перспективой дальнейшего увеличения до 1,2 млн в год. По мнению аналитика ФК "Уралсиб" Натальи Сорокиной, с точки зрения долгосрочных перспектив, это приобретение можно назвать выгодным, однако настоящее время не самое подходящее для сделки. "Объявление о покупке "ИжАвто", последовавшее после двух лет переговоров, совпало по времени с планами АВТОВАЗа приостановить производство на основных мощностях на 19 дней в связи со снижением продаж в России из-за падения спроса. Более того, вся автомобильная промышленность испытывает проблемы с ликвидностью, которые угрожают стабильности бизнеса компаний", - говорит аналитик. По ее мнению, АВТОВАЗ, сконцентрировавшись на задачах стратегического развития, уделяет недостаточное внимание текущим проблемам с ликвидностью, нуждающимся безотлагательном решении. Аналитик считает, что сделка не будет завершена без одобрения государства - основного акционера АВТОВАЗа. "Если же сделка произойдет, это станет подтверждением роли АВТОВАЗа как центра консолидации предприятий, производящих компоненты для автомобилестроения и собирающих автомобили", - отмечает эксперт. По мнению аналитика ИК "Велес Капитал" Марины Иркли, в среднесрочной перспективе АВТОВАЗ может даже выиграть от кризиса. Связано это с возможным ужесточением условий ввоза иномарок. В настоящее время в рамках мер, нацеленных на поддержку отечественного автопрома, в правительстве обсуждается вопрос о введении запретительной пошлины на ввоз в Россию иномарок старше пяти лет (сейчас пошлина распространяется на автомобили старше семи лет), а также о повышении пошлины на ввоз грузовиков и легких коммерческих автомобилей. М.Иркли полагает, что изменение ввозных пошлин будет способствовать удорожанию импортных автомобилей, что в перспективе наряду со сложностями в получении банковских кредитов, может послужить поводом к тому, что потребительский спрос переориентируется на продукцию отечественного производства. По мнению аналитика ИГ "КапиталЪ" Ивана Завадского, для начала масштабной консолидации путем слияний и поглощений оптимальным моментом является время непосредственно после завершения кризиса. "С одной стороны, многие компании разных отраслей еще будут испытывать финансовые трудности и из-за падения спроса, многие из них будут работать на грани рентабельности. С другой стороны, уже будут доступны кредитные ресурсы для поглощений, и крупнейшие игроки отрасли увидят для себя возможность более спокойно поднимать цены, если они поглотят конкурентов", - говорит эксперт. Российская отрасль автомобилестроения уже достаточно концентрирована, считает аналитик. Контролирующие акционеры этих компаний не заинтересованы в объединении. Дальнейшая консолидация отрасли была бы, по мнению И.Завадского, не полезна для экономики в целом: монополии менее эффективны, чем олигополии. В настоящее время наиболее защищенными от воздействия кризиса являются компании с конкурентным продуктом, стабильной долей рынка и способные своевременно рефинансировать долги на приемлемых условиях. Наиболее отвечающими этим критериям, по мнению эксперта, являются КАМАЗ и Sollers. Quote.rbc.ru

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Меня недолюбливают: как люди сами выдумывают себе проблемы
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком