Повторение сказанного: у Путина не нашлось новых экономических инициатив
Про нулевую отметку и изменение налогов
Президент признал, что главные причины кризиса в российской экономике связаны прежде всего с внутренними проблемами, а не с геополитикой и внешней конъюнктурой. Он повторил предостережение о том, что экономический рост может застрять около нулевой отметки, если не запустить новые факторы роста, — об этой угрозе Путин говорил и в послании год назад, и в мае 2016 года. Президент поставил перед правительством задачу разработать к маю 2017 года план, позволяющий выйти на темпы экономического роста выше среднемировых к 2019–2020 годам. Ранее для этих целей был фактически возрожден Экономический совет, которым руководит экс-министр финансов Алексей Кудрин, и создан президентский Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Центр стратегических разработок Кудрина ранее подсчитал, что при проведении реформ ВВП России ежегодно будет расти на 2–2,5% в среднесрочной перспективе, а к 2025–2030 годам может ускориться до 4–4,4%, то есть на уровне среднемировых темпов или выше.
Развитие несырьевого экспорта, успехи сельского хозяйства, расширение свободы предпринимательства и необходимость ослабить давление силовиков на бизнес — все эти тезисы звучали и в послании Путина год назад. В отличие от прошлогоднего выступления Путин на этот раз заметно много обращался к цифрам и статистике, зачитывая их с некоторым трудом. Помимо традиционных упоминаний об инфляции, которая по итогам года «значительно снизится», и золотовалютных резервах, которые «не уменьшились, а даже подросли», Путин, например, сказал про «очень хорошие показатели» оборонно-промышленного комплекса. Выпуск ОПК, по его словам, в этом году вырастет на 10,1%, а производительность труда в секторе — на 9,8%. Президент также рассказал, что в 2016 году доля гражданской продукции оборонной промышленности составит 16%, а к 2030 году — не менее 50%. В послании Путин впервые лично объявил о грядущих изменениях в налоговой системе, о которых уже рассуждали Министерство финансов и первый вице-премьер Игорь Шувалов. И если год назад президент подчеркивал, что в предстоящие годы налоговые условия для бизнеса меняться не должны, то сейчас он фактически начал готовить предпринимателей и население к переменам. По его словам, в 2017 году новые налоговые идеи нужно рассмотреть совместно с бизнесом, в 2018-м — принять нужные поправки в законы, а уже в 2019 году (то есть после завершения действующего моратория на изменение налогов) они должны начать действовать.
Вряд ли правительство решит поменять и подоходный налог, с уплатой которого сталкиваются большинство россиян. Глава Минфина Антон Силуанов ранее говорил, что власти обсудят переход к прогрессивной шкале после 2018 года, но после послания сообщил, что выступает за работающую уже много лет плоскую шкалу. А бывший заместитель Силуанова Максим Орешкин, за день до этого назначенный на пост министра экономики, не стал отвечать на вопросы журналистов по налоговым преобразованиям.
Про кредитование и вливания
Президент затронул ситуацию в финансовом секторе; говоря о ней, он был не слишком многословен. Он поддержал пропорциональную систему регулирования банков (ее планируется ввести с 2018 года): разделение кредитных организаций на три группы — системно значимые, универсальные и банки с базовой лицензией, специализирующиеся на кредитовании МСП и физлиц — с пропорциональной регулятивной нагрузкой. Эта тема была анонсирована Центробанком еще летом (первоначально банки предполагалось разделить на региональные и федеральные, однако впоследствии решено был разделять банки по признаку допустимых операций).
Путин кратко упомянул о необходимости развивать небанковский финансовый сектор. «Рассчитываю, что Банк России и правительство совместно проработают предложения по развитию финансового рынка. Все должно быть, конечно, нацелено на задачи экономического роста», — сказал он. Впрочем, этим после получения статуса мегарегулятора и так прицельно занимается ЦБ.
Критики Владимира Путина удостоился подход банков к кредитованию реального сектора. По его словам, пока кредитование экономики демонстрирует неустойчивую динамику, несмотря на полученный банками как раз на эти цели в 2015–2016 годах большой объем господдержки. Через ОФЗ в капитал банков влили почти 1 трлн руб. «Этот ресурс позволял банкам существенно нарастить кредитование реального сектора. Однако объем таких кредитов в текущем году не вырос, а немного даже и снизился. Я знаю о подсчетах в рублях, иностранной валюте. Но снижение все-таки произошло, даже с учетом курсовой разницы», — заявил президент.
Банки, получившие ОФЗ в капитал, должны наращивать кредитование темпами не менее 1% в месяц, или 3% в квартал (санкции за невыполнение этого требования накладываются по итогам квартала).
Как сообщал «Коммерсантъ», первые два нарушителя, не справившиеся с поставленной задачей, появились по итогам первого квартала. Еще ряд банков допустили в этом году промежуточный месячный сбой. Однако о массовом невыполнении требования о кредитовании реального сектора до сих пор речи не шло. Насколько серьезная ситуация сейчас — официальная статистика АСВ не показывает.
Обращаясь к парламенту, президент коснулся не только проблем развития экономики и финансовой сферы. В части выступления, касавшейся социальной политики, глава государства затронул вопрос развития телемедицины. Он предложил в течение двух лет подключить к высокоскоростному интернету все российские больницы и поликлиники. Легализация телемедицины может произойти уже в первом квартале 2017 года, а в 2018-м дистанционную помощь пациентам будут оказывать уже 25% государственных медицинских организаций. Соответствующий прогноз содержится в «дорожной карте», о которой подробно рассказывал РБК.
В политической части послания Владимир Путин сделал акцент на теме примирения и единства нации, однако обошелся без конкретных предложений в области политических реформ, подробнее об этом — еще в одном материале РБК.