Экономика, 02 мар 2012, 10:28

Русские идут: у нефтяников в моде заграница

Российские нефтяные компании все активнее работают за рубежом. За последние несколько лет портфели проектов российских нефтяников пополнились целым рядом новых месторождений в развивающихся странах.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

По мнению экспертов, работать за границей компании вынуждают налоговое законодательство и сложности с доступом к российским недрам. При этом у компаний появляются и новые риски, связанные с конфликтами и нестабильностью.

Руссо туристо

В течение последних нескольких лет российские нефтяники продемонстрировали всплеск интереса к зарубежным проектам. О новых начинаниях за границей, пожалуй, не заявлял только ленивый. Отметились даже небольшие нефтяные компании. В основном россиянам доставались проекты не в самых мирных и стабильных государствах - в странах Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки.

Пионером в области нефтяной экспансии за рубеж можно назвать крупнейшую российскую частную нефтяную компанию - ОАО "ЛУКОЙЛ". Именно ей на сегодняшний день принадлежит наибольшее количество иностранных активов, расположенных в таких странах, как Казахстан, Азербайджан, Венесуэла, Вьетнам, Гана, Египет, Ирак, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Румыния, Саудовская Аравия, Сьерра-Леоне и Узбекистан. Планируется, что доля международных проектов в общей добыче ЛУКОЙЛа через пять-семь лет должна вырасти с текущих 11% до 25-30%.

Значительный объем новых проектов за рубежом есть и у Газпрома, вернее у его дочерней компании - ОАО "Газпром нефть". Она принимает участие в добычных проектах в Ираке, Венесуэле, Экваториальной Гвинее, Анголе и на Кубе, а также через свою материнскую компанию в Ливии. Согласно стратегии компании, к 2020г. порядка 10% консолидированной добычи углеводородов должны обеспечить зарубежные проекты.

Пионеры

В последнее время интерес к работе за рубежом проявили почти все российские нефтяники. В частности, работу в этом направлении ведут относительно небольшие "Татнефть" и "РуссНефть".

Однако для некоторых крупнейших нефтяных компаний подобное направление развития до сих пор оставалось невостребованным. Правда, в последние несколько лет ситуация изменилась. Не так давно первые проекты за границей появились у российско-британской ТНК-BP. Толчком для входа на новые рубежи стали проблемы одного из ее акционеров - BP. В результате аварии и разлива нефти в Мексиканском заливе британской компании срочно понадобились средства на возмещение убытков, и она выставила на продажу ряд перспективных активов. Среди покупателей сначала неофициально называлась и ее российская "дочка". Информация вскоре подтвердились, и ТНК-BP стала обладателем долей в проектах во Вьетнаме, Венесуэле и Бразилии. Планируется, что в 2020г. около 10% общей добычи ТНК-BP будет обеспечено за счет международных проектов.

Пожалуй, последней из российских нефтяников на зарубежный рынок устремилась "Роснефть". Долгое время компания лишь заявляла о своих намерениях в этом направлении, однако до участия в конкретных проектах дело не доходило. Видимо, это связано с тем, что, в отличие от частников, у "Роснефти" нет проблем с доступом к российским запасам. Но после смены руководства в госкомпании, многие эксперты стали заявлять, что зарубежные проекты у нее скоро появятся, так как у нового президента "Роснефти", которым в конце 2010г. стал Эдуард Худайнатов, был опыт участия в подобных начинаниях. Чаяния экспертов быстро подтвердились: "Роснефть" объявила о приобретении доли в нефтеперерабатывающем заводе в Германии. Компания также принимает участие в строительстве НПЗ в Китае. Однако добычные проекты пока только в планах. Такие возможности находятся на стадии разработки в рамках заключенного в августе соглашения "Роснефти" и Exxon Mobil.

Заграница нам поможет

Среди основных причин активного интереса российских нефтяников к зарубежным проектам эксперты называют экономические мотивы, в частности высокий уровень рентабельности. Как отмечает Елена Юшкова из ИФК "Солид", себестоимость нефтедобычи за рубежом в разы ниже, чем в России. Например, в Ираке затраты на баррель зачастую ниже 1 долл., а в Западной Сибири его себестоимость может достигать 12 долл., добавляет эксперт.

Немаловажным фактором становится также налоговая политика российского государства. Как известно, более половины российского бюджета наполняется за счет нефтегазовых доходов. В результате рассчитывать на налоговые послабления компаниям не приходится. И даже самые перспективные проекты освоения месторождений проигрывают по сравнению с зарубежными аналогами.

Плюсом в зарубежной экспансии является и получение доступа российских компаний к передовым технологиям. Большинство проектов реализуется в составе консорциума, и у компаний есть возможность обменяться самыми последними ноу-хау.

Интересу к зарубежной экспансии способствует и сокращение запасов нефти на российских месторождениях. Например, не первый год эксперты фиксируют снижение добычи нефти за счет истощения месторождений в Западной Сибири. При этом получение лицензий на новые перспективные участки на территории своей страны зачастую для частных компаний ограничено. Например, значительные запасы российской нефти в настоящее время сосредоточены на шельфе северных морей. А, в соответствии с российским законодательством, к его разработке допускаются только компании с государственным участием.

Риск без шампанского

Правда, прибыльные на первый взгляд зарубежные инвестиции зачастую оборачиваются для бизнеса убытками. Основные причины - высокие политические риски и зависимость условий от переговоров на “высшем уровне", говорит аналитик ФГ "БКС" Андрей Полищук.

Так, например, настоящим ударом сразу для нескольких российских компаний стало начало войны в Ливии. До февраля 2011г. в энергетической сфере этой страны пытались работать Газпром, "Газпром нефть", "Татнефть" и ЛУКОЙЛ. Однако с началом боевых действий работа российских компаний в этой стране оказалась под угрозой срыва. Все проекты были свернуты, сотрудники эвакуированы. И даже после того, как ситуация в стране стабилизировалась, в полной мере вернуться к прежним планам российским нефтяникам пока не удалось.

Сложности могут возникнуть и во взаимодействии с властями иностранных государств. Например, Иран отказался от участия "Газпром нефти" в освоении крупного нефтяного месторождения Азар, расположенного на границе с Ираком, объяснив это затягиванием сроков реализации проекта. Работы по месторождению были переданы иранским подрядчикам.

Еще одним проблемным моментом является завышение первоначальных оценок ресурсов на иностранных месторождениях, говорит А.Полищук из ФГ "БКС". Так, некоторые компании сталкивались с понижением запасов от первоначальной оценки. Например, ЛУКОЙЛ в середине 2011г. сообщал, что может принять решение о закрытии двух проектов в казахстанском секторе Каспия, а также полностью свернуть свою деятельность в Колумбии. Как пояснили в компании, отсутствие коммерческих запасов нефти стало основной причиной отказа ЛУКОЙЛа от дальнейшей работы над колумбийскими и казахскими проектами.

Лучше вы к нам

Пока российские нефтяники только пытаются освоиться за рубежом, экспансия иностранных нефтяных монополий в российские проекты давно стала реальностью. В России присутствуют уже все крупные нефтяные монополии, и с каждым годом желание иностранцев работать в России только растет. Особые интерес иностранные компании проявляют к освоению российского шельфа. Именно там, по мнению экспертов, еще сосредоточены значительные объемы мировых запасов нефти. В первую очередь речь идет об арктическом шельфе, который во времена СССР практически не осваивался.

В настоящее время участки в перспективных акваториях получают только "Роснефть" и Газпром. Проекты на шельфе требуют миллиардных инвестиций и предполагают значительные риски. Компаниям сложно участвовать в них в одиночку, и они привлекает партнеров. Правда, делиться недрами с отечественными коллегами по цеху "Роснефть" не спешит, но с удовольствием привлекает иностранцев. Например, для освоения шельфа Карского моря компания заключила соглашение с американской Exxon Mobil. Эксперты считают, что иностранные компании привлекательнее по причине больших возможностей инвестировать в добычу, а также имеют опыт такой работы и доступ к новым технологиям.

Участие же частных российских компаний в освоении крупных месторождений на территории своей страны в последнее время воспринимается больше как сенсация, чем как закономерный процесс. Последним примером можно назвать неожиданный "альянс" "Башнефти" и ЛУКОЙЛа, которые совместно взялись за крупнейшие месторождения (им.Требса и им.Титова).

Екатерина Струкова, РБК

Pro
Насколько низок порог входа в Low-code и какие зарплаты у разработчиков
Pro
В США могут запретить TikTok. Что будет дальше
Pro
«Просто исчез»: какие проблемы с зарубежными партнерами ожидают в 2025-м
Pro
Как купить коммерческую недвижимость за рубежом: 5 советов для инвесторов
Pro
Илон Маск не у дел: кто стал лучшим CEO в 2024 году
Pro
Бренд одежды с нуля: как новичку заработать в «красном океане»
Pro
Остров везения. Почему США могут получить Гренландию и без вторжения
Pro
Как дополнительно монетизировать клиентскую базу: 8 трендов 2025 года