Экономика, 02 июн 2008, 17:04

Малый бизнес РФ нашел новый двигатель - private label

Граждане РФ в целом осведомлены об основных принципах private label. Для 32% респондентов, опрошенных порталом "4p.ru", private label – продукт, произведенный ретейлером под собственной маркой (подрядом мелких и средних компаний-производителей), что позволяет экономить на маркетинговых издержках его продвижения.
Читать в полной версии

Однако доля рынка private label в общем ассортименте (и в денежном выражении) в России остается незначительной – по разным оценкам, от 1 до 5%.

Для сравнения в Швейцарии эта доля достигает 49%, в Англии – 42, в Испании – 33, Швеции – 28%, подсчитали в PLMA International.

"По доле private label можно судить, насколько развит у нас рынок малых и средних бизнесов, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" председатель совета директоров ГК "Виктория" Николай Власенко. – На крупном производстве private label не разместишь". Крупные компании заинтересованы в создании собственных брендов и в их самостоятельном продвижении.

Сдерживает развитие private label также и неразвитость самих сетей в России. Напомним, на долю организованной торговли в РФ приходится порядка 30%: сети еще не освоили регионы, и, вероятно, на развитие собственных продуктовых линий, просто, не остается ни времени, ни средств.

Этими двумя факторами: неразвитостью малых и средних пищевых предприятий плюс неразвитостью самих сетей – и объясняются мизерные объемы private label в России. "Нет такой причины, которая бы не позволила этому рынку развиваться дальше, – считает председатель совета директоров ГК "Step by step" Анастасия Птуха.

"Для российского рынка это большой плюс, – добавляет Н.Власенко. – Как это ни парадоксально, на наш взгляд, есть некая олигополия российских производителей: их не так много, как нам хотелось бы. Нам точно также, как и потребителям, не очень приятно иметь дело с квазимонополистами – то есть с теми компаниями, которые имеют сильные бренды. В любой сети вам подтвердят, что самые тяжелые переговоры с международными брендами: они не охотно дают скидки, делятся прибылью. Как раз для демонополизации и был придуман private label". К тому же, заказы на собственные торговые марки от сетей стимулируют развитие малых и средних предприятий, – надеется Н.Власенко.

Любопытно, что порой собственные сетевые марки не просто отвоевывают у брендов определенные ниши, но и занимают рынок практически целиком. Так, мебельный гигант IKEA – хрестоматийный пример реализации идеологии private label, а ведь компанию упрекают в том, что она убила мебельный рынок Европы. Ничего не поделаешь: производителям выгоднее исполнять заказы от IKEA, чем развивать собственные бренды, сети сбыта и т.д.

Впрочем, до 70% товаров, которые можно отнести к категории private label – товары первой необходимости. "И за рубежом, и у нас возникают вопросы к качеству таких товаров", – оговаривается А.Птуха. Хотя подобные вопросы в России возникают и к товарам брендовым, что обычно "списывается" на побочные эффекты болезни роста.

Но рано или поздно в группе товаров private label происходит сегментация, утверждают эксперты, ссылаясь на западный опыт. "Это движение уже началось и в России, но оно еще не достаточно осознанно, – объясняет под конец программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ А.Птуха. – Одна из ведущих сетей продуктовых товаров уже имеет более 1000 позиций, которые представлены под собственной маркой private label. Часть из них – в премиум-сегменте. А часть сделана таким образом, что потребитель и не догадывается, что это private label: это может относиться к алкоголю, например. Один из ведущих ретейлров спорттоварами уже сейчас выпускает торговую марку горнолыжной одежды в премиум-сегменте… Тоже в области электроники".

В зависимости от статуса товарной ниши, различается и маржа, которую принесет сети операция с private label. Обычно, по словам А.Птуха, ретейлеры зарабатывают, прибегая к собственным маркам, дополнительные 20-30% прибыли от стоимости реализуемого товара. То есть те самые деньги, которые при реализации чужих брендов, уходят в чужой карман. Но не стоит преувеличивать значение private label, – говорят эксперты. Все-таки это локальное явление, которое едва ли станет серьезным вызовом для мировых брендов.

Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Как заключать внутрисемейные сделки, чтобы их потом не оспорили кредиторы
Pro
«Тяжело, дорого и долго». Вернет ли Intel лидерство мегафабрикой чипов
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо