Fitch подтвердило рейтинги России с "позитивным" прогнозом
В Fitch отмечают, что подтверждение рейтингов России с "позитивным" прогнозом отражает исключительно сильный государственный баланс и потенциал более низкой макрофинансовой нестабильности и инфляции за счет более высокой гибкости валютного курса, а также учитывает структурные недостатки и задержку с реализацией мер ужесточения налогово-бюджетной политики.
Агентство также указывает, что Россия имеет сильный внешний баланс. РФ является внешним нетто-кредитором, страна ежегодно демонстрирует профицит счета текущих операций начиная с 1997г. Другим ключевым позитивным фактором кредитоспособности РФ является низкий уровень государственного долга. По состоянию на конец 2010г. совокупный государственный долг РФ находился на уровне лишь 11,5% ВВП, то есть существенно ниже, чем 10-летний медианный показатель для стран с рейтингом в категории BBB (36%).
На рейтингах России, по мнению Fitch, сказываются существенные структурные недостатки. "Неблагоприятный деловой климат сдерживает инвестиции, диверсификацию и рост", - отмечают в агентстве. Индикаторы качества управления и другие индикаторы Всемирного банка также свидетельствуют о недостатках в области институциональной среды и высоком уровне коррупции.
По мнению аналитиков Fitch, финансовые трудности у Банка Москвы и оказание ему финансовой помощи в июле 2011г. указали на потенциал "значительных негативных сюрпризов в банковской системе", а также поставили вопрос о качестве управления в банках, находящихся в государственной собственности, и эффективности надзора со стороны ЦБ РФ. "В то же время банковская система является относительно небольшой, и банковское кредитование частного сектора составляет лишь 44% ВВП", - говорится в сообщении.
Приближающиеся парламентские выборы в РФ 4 декабря 2011г. и президентские выборы в марте 2012г. также несколько повышают политическую неопределенность и, "возможно, способствуют увеличению чистого оттока капитала в частном секторе", указывает Fitch. При этом агентство не ожидает существенного изменения политической стратегии или экономической политики после выборов и считает, что риск значительной политической нестабильности в краткосрочной перспективе является низким.
Существенные структурные реформы, улучшающие деловой климат, ситуацию в банковском секторе и качество управления, могли бы обусловить пересмотр рейтингов в сторону повышения, однако, по мнению Fitch, перспективы этого являются "относительно небольшими". Также Fitch может повысить рейтинги РФ в случае снижения инфляции и проведении гибкой политики в области валютного курса.
К повышению рейтингов Fitch могло бы привести ужесточение налогово-бюджетной политики, которое обеспечило бы значительное сокращение дефицита ненефтегазового бюджета России и уязвимость к резким изменениям цен на нефть. Однако, как указывают в Fitch, это не предусмотрено среднесрочными бюджетными планами правительства. В то же время в случае существенного и продолжительного снижения цен на нефть возможно негативное рейтинговое действие.
Вместе с тем Fitch подтвердило и отозвало суверенный рейтинг Российской Федерации AAA(rus) и суверенный рейтинг Украины по национальной шкале - AA(ukr). Отзыв данных рейтингов обусловлен тем, что агентство больше не считает их релевантными для рейтингового покрытия России и Украины, поясняется в сообщении Fitch.
Национальные рейтинги Fitch представляют собой относительную оценку кредитоспособности эмитентов в рамках одной и той же страны. Зачастую, но не всегда наивысшим рейтингом по национальной шкале в рамках конкретной страны обладает само государство как суверенный заемщик.