Вопрос на $65 млрд: во сколько госкомпаниям обойдутся новые санкции ЕС
Проект новых санкций будет подготовлен к среде, а окончательное решение Евросоюз примет не позже пятницы, сообщила министр иностранных дел Италии Федерика Могерини — преемница Кэтрин Эштон на посту комиссара ЕС по внешней политике. Предложения, о которых пишет Reuters, обсуждались в понедельник на совещании Комитета постоянных представителей стран ЕС (COREPER).
Новые санкции ЕС могут быть скоординированы с американскими, канадскими и японскими, утверждает Reuters. Действующие санкции Евросоюза и США в отношении России далеко не идентичны, американские ограничения жестче.
Деньги под запретом
В понедельник Reuters сообщало, что европейские дипломаты обсуждают запрет на участие инвесторов ЕС в размещениях российских государственных облигаций.
Сейчас ограничения на доступ к европейским рынкам капитала и заемных средств распространяются только на пять российских госбанков — Сбербанк, Внешэкономбанк (ВЭБ), Газпромбанк, Россельхозбанк (РСХБ) и ВТБ (включая их «дочки» за пределами ЕС). Теперь все российские госкомпании, включая «Газпром» и «Роснефть», могут лишиться возможности размещать ценные бумаги среди европейских инвесторов.
Если ограничения на доступ к западному финансированию будут введены надолго, российским компаниям придется искать альтернативы финансовым рынкам США и ЕС, отмечает рейтинговое агентство S&P. Наиболее очевидный выбор — азиатские рынки, но российским компаниям понадобится много времени и усилий для того, чтобы утвердиться там «в качестве регулярных эмитентов», пишет агентство.
Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, РСХБ и ВЭБу запрещено продавать европейцам акции и облигации со сроком обращения более 90 дней, но не привлекать банковские кредиты. Теперь Еврокомиссия предлагает закрыть для них и других госкомпаний рынок синдицированных кредитов, а также распространить ограничения на бумаги со сроком более 30 дней.
В таком варианте санкции окажут существенное влияние на госсектор, говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. Общий долг всех российских компаний и банков — около $650 млрд, половина этой суммы может относиться к офшорам и внутригрупповому кредитованию, тогда чистое внешнее финансирование составляет около $325 млрд, оценивает он. В 2014–2015 годах российским компаниям предстоит погасить около $160 млрд, из которых на госсектор, по оценке Кузьмина, приходится около $65 млрд.
В случае санкций у них останется только четыре варианта: перекредитоваться в Азии, придумать «оригинальные» офшоры, заменить внешние рынки внутренними или взять средства из суверенных фондов, перечисляет Кузьмин. Воспользоваться придется всеми, средств хватит, но стоимость заимствований увеличится, полагает он: это отразится на прибыли, инвестпрограммах и зарплатах.
Неясно и то, как будет восприниматься иностранными инвесторами частный сектор, говорит главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Для них заработает режим «мягких санкций», полагает она.
Сами госкомпании сохраняют спокойствие. Пресс-служба самого крупного заемщика — «Роснефти» — отказалась от комментариев. Представитель «Транснефти» Игорь Демин предложил «подождать». Комментарии представителей РЖД, «Ростелекома», «Аэрофлота», «АЛРОСА» сводятся к тому, что компании не собираются занимать на европейском рынке.
«Если компании говорят, что не планируют новых размещений, это значит, что они не собираются наращивать внешний долг. Но финансировать существующий все равно придется», — отмечает Кузьмин.
Двойной удар
Европейские дипломаты также обсуждают полный запрет на поставки в Россию товаров двойного назначения. Действующее эмбарго распространяется только на продажу этих товаров военному сектору. По данным Еврокомиссии, годовой экспорт такой продукции в Россию составляет 20 млрд евро, но около 80% предназначено для гражданских нужд. Теперь и эта часть экспорта может быть запрещена.
В законе ЕС от 31 июля, которым вводились последние санкции, специально оговаривалось, что эмбарго не должно затрагивать экспорт товаров и технологий двойного назначения для невоенного использования, «в том числе для авиационной и космической отраслей».
Товары двойного назначения подразделяются Евросоюзом на десять категорий: ядерные материалы и оборудование; специальные материалы и сопутствующее оборудование; обработка материалов; электроника; компьютеры; телекоммуникации и информационная безопасность; сенсоры и лазеры; навигация и авионика; морские технологии; авиация, космос и двигательные установки.
Санкции ударят по судостроению, говорит топ-менеджер одного из предприятий: если суда для ВМФ имеют высокую степень локализации, то «начинка» для гражданских кораблей в основном импортная, в том числе европейского происхождения. Импортируется и оборудование для металлообработки и других операций, необходимых для строительства кораблей, добавляет он. В самолетах используется европейская авионика, ее можно заменить азиатской, но на поиск аналогов и их адаптацию понадобится время, может быть, даже год-полтора, добавляет сотрудник одной из компаний отрасли.
А вот представитель «Ростелекома» говорит, что оператору подобный запрет не страшен: телекоммуникационное оборудование выпускают в Китае и других странах, которые не вводят санкции против России.
Дипломатические и политические санкции
Некоторые страны ЕС, по данным Reuters, предлагают ввести персональные санкции против министра обороны России Сергея Шойгу. Ему может быть запрещен въезд в Евросоюз.
Минобороны в курсе возможных санкций в отношении Шойгу, но официально эту информацию не комментирует. Уточнить планы ближайших поездок Шойгу в страны ЕС представитель Минобороны не смог. В прошлом году министр посетил с официальными визитами Францию, Финляндию, Италию, Великобританию, Японию. В 2014 году число зарубежных визитов в его графике заметно сократилось. Шойгу ограничился поездками в Казахстан и Словакию. Последний визит осложнило решение Польши закрыть воздушное пространство для самолета, в котором министр возвращался в Москву.
Сейчас в санкционном списке Евросоюза 63 российских представителя (чиновники, военные и несколько бизнесменов). Им запрещается въезд в страны Евросоюза, а их активы в юрисдикции ЕС (если таковые имеются) подлежат заморозке.
Персональные санкции не мешают визитам в европейские страны по приглашению международных организаций. К примеру, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, находящийся под санкциями ЕС, 1 сентября посетил Францию для участия в заседании Президентского комитета ПАСЕ.
Ряд стран ЕС также выступают за то, чтобы перестать приглашать Россию на культурные, экономические и спортивные мероприятия в Европе, пишет Reuters со ссылкой на дипломатические источники.
Новые санкции требуют согласия всех 28 стран, поэтому далеко не факт, что все предложения Еврокомиссии в их текущей форме будут реализованы, подчеркивает Reuters. К примеру, премьер-министр Чехии Богуслав Соботка на субботнем саммите ЕС зарезервировал за собой право заблокировать те варианты, которые принесут значительный ущерб чешской экономике. Ранее словацкий премьер Роберт Фицо назвал санкции против России «бессмысленными и контрпродуктивными». В то же время канцлер Австрии Вернер Файманн во вторник жестко раскритиковал Россию за ее действия на Украине и дал понять, что Австрия готова заплатить цену за ужесточение санкций. Ранее Вена старалась сохранять нейтралитет и неохотно поддерживала экономические санкции в отношении Москвы.
Иван Ткачев, Алена Сухаревская при участии Екатерины Метелицы, Марии Гордеевой, Анатолия Темкина, Романа Дорохова, Максима Солопова