Снижение реальных доходов россиян ускорилось к осени
По итогам третьего квартала текущего года реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) снизились на 3,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в докладе Росстата «Социально-экономическое положение России». Таким образом, снижение доходов в июле—сентябре ускорилось относительно второго квартала года — тогда оно составляло минус 0,8%. В первом квартале доходы снизились на 1,2%, за девять месяцев года — на 1,7% к тому же периоду прошлого года.
Изменения произошли в структуре использования денежных доходов населения. В третьем квартале доля доходов, направленных на покупку товаров и оплату услуг, сократилась на 3,6 п.п. по сравнению с тем же кварталом прошлого года — до 78,2 с 81,8%. Вместе с тем за год увеличилась доля расходов на оплату обязательных платежей, взносов и прочих таких расходов — до 15,4 с 14,8% в третьем квартале 2021 года. Кроме того, Росстат зафиксировал прирост сбережений у россиян — их доля в структуре доходов увеличилась на 6,4 п.п. (почти 1,3 трлн руб.).
В январе—сентябре 2022 года покупательная способность месячных среднедушевых доходов населения, измеряемая в килограммах, снизилась по нескольким видам основных продуктов. Например, за отчетный период в прошлом году среднедушевого дохода условно хватало на покупку 735 кг сахара, а в этом — уже на 568,3 кг. В январе—сентябре 2021 года на них можно было купить 1146,3 кг капусты, а годом позже — 749,1 кг.
Почему ускорилось снижение доходов
Во втором квартале были проиндексированы страховые и социальные пенсии, повышен МРОТ, к которому привязаны многие пособия, что улучшило динамику доходов в этот период, объясняет директор по инвестициям «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой. «В третьем квартале этих эффектов уже не было, и мы получили более «чистую» динамику», — отметил он, добавив, что не видит устойчивых и долгосрочных драйверов для роста доходов в будущем. Для этого нужен рост экономики, «на одних бюджетных выплатах далеко не уехать», полагает Полевой.
В 2023 году динамика реальных доходов может «оптически» улучшиться, прогнозирует он, но за счет маневра с переносом индексации тарифов ЖКХ с июля 2023 года на декабрь 2022-го. Это повысит инфляцию в этом году вместо ее повышения в следующем. «Как следствие, параметры автоматической индексации социальных выплат в следующем году будут также повышены, а вместе с пониженной инфляцией это улучшит динамику доходов. Но структурно вряд ли что-то сильно поменяется — рост реальных зарплат и других доходов в условиях рецессии вряд ли значимо улучшится», — рассуждает Полевой.
Изменения в структуре использования денежных доходов показывают, что в третьем квартале население продолжало придерживаться сберегательной стратегии, говорит главный экономист «БКС Мир инвестиций» Наталья Лаврова.
Она также обратила внимание на увеличение доли сбережений россиян в наличных деньгах. По оценке Росстата, на начало октября она составила 29,1% — это максимум с февраля 2021 года (остальные 70,9% сбережений хранились на вкладах) и на 1,1 процентного пункта больше, чем месяцем ранее. По оценке эксперта, всплеск наличности на руках граждан в октябре, скорее всего, отражает сентябрьский отток средств со вкладов почти на 500 млрд руб. на фоне частичной мобилизации, о котором сообщал Центробанк.
«Показательно и то, что выросла доля расходов, связанная с обязательными платежами. Сюда в том числе включены расходы на проценты по кредитам (на эту категорию в среднем приходится около 30% всех обязательных платежей). Увеличение доли обязательных платежей в структуре использования доходов я бы связывала с восстановлением кредитования», — полагает Лаврова. В течение третьего квартала ЦБ снизил ключевую ставку с 9,5 до 7,5%, что повлекло за собой снижение ставок по кредитам.
Ростом платежей, связанных с обслуживанием кредитов, может объясняться и разница в динамике реальных денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов, добавляет экономист. Первый показатель (реальные доходы до вычета обязательных платежей) снизился в третьем квартале на 2,4%, то есть на 1 п.п. меньше, чем располагаемые доходы, что косвенно указывает на рост этих платежей.