Экономика, 02 дек 2015, 23:49

Кризис привел к снижению конкуренции в госзакупках

Почти 40% госзакупок в 2015 году — это закупки у единственного поставщика, подсчитала Счетная палата. По сравнению с прошлым годом доля неконкурентных закупок выросла почти вдвое
Читать в полной версии
Фото: Олег Яковлев / РБК

Конкуренция снижается

С начала 2015 года в секторе госзакупок существенно выросла доля закупок у единственного поставщика, свидетельствуют данные отчета Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за 10 месяцев этого года.

Доля закупок у единственного поставщика, которые эксперты называют неконкурентными, выросла на 17,6 п.п.: если за аналогичный период 2014 года такие закупки занимали пятую часть в общем объеме по стоимости (21,2%), то теперь почти 39%. Счетная палата расценивает это как снижение конкуренции и считает, что это окажет влияние на экономию бюджетных средств, сообщили РБК в ведомстве.

Представитель Счетной палаты пояснил РБК, что в отчете анализировались только закупки федеральных ведомств (закупки госкорпораций и госкомпаний не рассматривались). Правила ведомственных закупок ​регулируются ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Детальный анализ закупок у единственного поставщика в разрезе конкретных ведомств не проводился.

За январь—октябрь 2015 года федеральные ведомства заключили 594,8 тыс. контрактов, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2014 года, при этом цена контрактов снизилась на 8,4%.

«Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок за январь—октябрь 2015 года на федеральном уровне составила 5,7%, в аналогичном периоде 2014 года — 3,7%», — говорится в докладе, опубликованном на сайте Счетной палаты.

Госзакупки в цифрах

594 829 контрактов заключили федеральные ведомства за январь—октябрь 2015 года

38,8% составляет доля закупок федеральных ведомств у единственного поставщика за 10 месяцев 2015 года

На 11%, или 360,7 млрд руб., по сравнению с прошлым годом вырос объем закупок у единственного поставщика после того, как не состоялись конкурсные процедуры, по данным Минэкономразвития за три квартала 2015 года

На 1,6%, или 48,3 млрд руб., выросла доля закупок услуг естественных монополий за три квартала 2015 года, коммунальных услуг — на 2,5% (на 80,5 млрд руб.)

40% контрактов в денежном выражении заключено по результатам проведения электронных аукционов за январь—октябрь 2015 года на федеральном уровне

2 275 292 контракта заключено на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по 44-ФЗ, свидетельствуют данные мониторинга применения ФЗ-44 на 30 сентября 2015 года

3,4 трлн руб. составил общий объем заключенных контрактов по ФЗ-44 на 30 сентября 2015 года

327,4 тыс. контрактов на сумму более 791,4 млрд руб. было расторгнуто по состоянию на 30 сентября 2015 года, что на 35% в количественном выражении и на 41% в денежном превышает показатели 2014 года

Источники: Счетная палата, Минэкономразвития

Проявления кризиса

В ФЗ-44, который регулирует закупки государственных ведомств, прописаны случаи, при которых они могут приобретать товары и услуги у единственного поставщика. Всего их четыре десятка. В их числе, к примеру, закупки у естественных монополий, контракты на поставку вооружения и военной техники, не имеющих аналогов и производимых единственной компанией (такой производитель должен быть включен в реестр единственных поставщиков таких вооружения и техники) и так далее (см. врез). Там же оговаривается, что закупку можно провести у единственного поставщика, если конкурс или аукцион будет признан несостоявшимся (к примеру, в случае если не поступило заявок от потенциальных поставщиков).

Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что «существенный рост» числа закупок у единственного поставщика проявился в первом квартале 2015 года «в условиях экономической нестабильности». Увеличение доли закупок у единственного поставщика в начале 2015 года было вызвано ростом несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщиков, пояснил представитель ведомства. Эту же причину называет и представитель Счетной палаты.

Куратор рабочей группы по закупкам экспертного совета при правительстве Российской Федерации Георгий Сухадольский объясняет рост числа несостоявшихся конкурсов прямым проявлением кризиса. «С начала года шли отклики из учреждений и ведомств о том, что многие поставщики не готовы поставлять товары и услуги либо за предлагаемую цену, либо не готовы брать на себя долгосрочные обязательства. К примеру, обязательства в течение полугода или года поставлять товар по фиксированной цене — кто в условиях кризиса готов взять на себя такие риски?» — говорит он.

По оценке Счетной палаты, снижение конкуренции при проведении закупок у единственного поставщика «оказывает влияние на экономию бюджетных средств по результатам закупок». «Коррупционные риски есть вне зависимости от способа закупки. Сейчас в условиях кризиса появились дополнительные риски для бюджета: и у поставщика, и у заказчика нет уверенности, что поставщик останется на рынке и не сорвет поставку», — отмечает Сухадольский.

Представитель Счетной палаты также указывает, что увеличилась доля закупок у единственного поставщика по отдельным решениям правительства и президента, то есть у поставщика, определенного указом главы государства или распоряжением президента. Кроме того, увеличились объем закупок услуг естественных монополий, коммунальных услуг и число заключенных договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком. Все эти случаи также перечислены в 44-ФЗ как возможность закупки у единственного поставщика.

​Число закупок у единственного поставщика во втором квартале 2015 года снизилось и в настоящее время находится в пределах уровня 2014 года, добавляет представитель Минэкономразвития.

Однако, по данным мониторинга Минэкономразвития за исполнением 44-ФЗ, за три квартала 2015 года на сайте госзакупок было опубликовано чуть более 557 тыс. извещений о закупках у единственного поставщика на 856,1 млрд руб. Рост этих показателей по сравнению с аналогичными показателями 2014 года — более чем двукратный.

Контракт вне конкурса

Закон «О госзакупках» предусматривает следующие случаи, когда госучреждения имеют право закупить товары или услуги без конкурса у единственного поставщика.

  • В роли продавца выступает естественная монополия или госучреждение.
  • Подрядчик определен указом президента или постановлением правительства.
  • Речь идет о мобилизационной подготовке либо о закупках в условиях чрезвычайных ситуаций.
  • Сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. (400 тыс. руб. для учреждений культуры).
  • Закупается вооружение, выпускаемое единственным производителем.
  • Оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и перевозке наркотических и психотропных веществ.
  • Закупаются ценности для пополнения музейного, библиотечного и иных аналогичных фондов, либо приобретаются произведения литературы и искусства у лиц, обладающих авторскими правами, либо заключается контракт на создание произведений искусства.
  • В роли продавца или покупателя выступает предприятие системы ФСИН.
  • Заключается контракт на посещение музея, цирка и иных подобных учреждений либо на продажу билетов в такие учреждения.
  • С автором архитектурного проекта заключается контракт на контроль за строительством объекта по этому проекту.
  • Обеспечивается визит глав иностранных государств и высокопоставленных иностранных делегаций либо выездные мероприятия высших лиц российской государственной власти (гостиничное обслуживание, питание и т. д.).
  • Заключается контракт на управление жилым домом на основании решения собрания собственников.
  • Организуется командировка сотрудника (оплата проезда, гостиницы, питания).
  • Закупаются лекарственные препараты по решению врачебной комиссии либо заключается контракт на лечение гражданина РФ за границей.
  • По решению федеральных, местных или региональных властей покупается или арендуется определенное здание.
  • Заключается контракт на услуги преподавателей либо гидов.
  • Бюджетное учреждение заключает контракт на выдачу банковской гарантии.
  • Закупаются товары и услуги для нужд внешней разведки, контрразведки либо для борьбы с терроризмом.
  • Заключаются контракты, связанные с ведением статистического учета.
  • Организуются работы и услуги, связанные с утилизацией отходов.
  • Образовательные и научные учреждения оплачивают доступ к базам данных.

Почему растет число контрактов

Всего, по данным Минэкономразвития, на 30 сентября 2015 года заключено 2 275 292 контракта (включая региональный и муниципальный уровни) на общую сумму около 3,4 трлн руб. (за аналогичный период 2014 года — 1 846 697 контрактов и 3,29 трлн руб. соответственно).

Увеличение в 2015 году количества заключаемых контрактов связано с «характерным для текущего года» сокращением заказчиками сроков исполнения контрактов, что делается для «снижения финансовых рисков поставщиков, подрядчиков и исполнителей», пояснил РБК представитель Счетной палаты. «Также в связи с нестабильной экономической ситуацией отмечается тенденция заключения вместо годовых контрактов нескольких последовательно заключаемых краткосрочных контрактов, в рамках которых повышается стабильность цен для поставщиков», — говорится в письменном ответе на вопросы РБК.

Рост в 2015 году количества заключенных контрактов с одновременным уменьшением их средней цены обусловлен и сниженной активностью закупок в начале 2014 года, поскольку заказчики большую часть контрактов заключили в четвертом квартале 2013 года, сказал РБК представитель Минэкономразвития. Как ранее сообщал РБК, федеральные ведомства в прошлом году сократили число заключенных контрактов (к примеру, в первые девять месяцев 2014 года оно упало на треть). ​Чиновник ФАС связывал это с тем, что с 1 января 2014 года вступил в силу 44-ФЗ и «никто не знал, что от него ждать». «Все постарались разместить все по старому 94-ФЗ еще в конце прошлого года. Были случаи, когда закупки объявлялись 31 декабря», — говорил чиновник.

При участии Ольги Волковой

Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.