Экономика, 03 мая 2005, 18:17

Стоимость "черного золота" снова растет

Стоимость барреля нефти на Нью-йоркской бирже впервые за последнюю неделю превысила 50-долларовую отметку.
Читать в полной версии

На момент окончания торгов фьючерсы продавались по цене чуть меньше 51 долл. за баррель. Это значительное повышение по сравнению с минувшей пятницей, но все еще существенно ниже абсолютного максимума, достигнутого 4 апреля. Тогда баррель стоил больше 58 долл.

Также вчера более чем на 1,5 долл. за баррель возросла средненедельная цена на нефть-сырец из "корзины" Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). (В состав "корзины" входят различные сорта нефти из Мексики и шести стран-членов картеля: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Нигерии, Алжира, Венесуэлы и Индонезии).

Итак, цены на "черное золото" снова поднимаются. Остановить их рост не смогли ни самые большие за четверть века поставки ОПЕК, ни замедление темпов американской экономики, ни информация о рекордных с мая 2002г. коммерческих запасах "горючки" в США.

Если попытаться заглянуть в недалекое будущее, то и здесь, по мнению экспертов, предпосылки для снижения цен тоже не наблюдаются. Факторы, задравшие цены до заоблачных высот - пополнение стратегических запасов Китаем, Индией и США, нестабильность в Ираке, участие спекулянтов в рыночных торгах, и слабый доллар – остаются в силе. Все чаще высказываемые деловыми кругами США намерения разрабатывать месторождения на Аляске даже в случае осуществления не смогут в одночасье переломить неумолимые рыночные законы. На это потребуется несколько лет. Так что в ближайшее время нефтяные цены будут оставаться высокими.

Чтобы выжать максимум из данной ситуации, российское правительство изменило методику расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Сейчас экспортная пошлина пересматривается раз в два месяца. Ее размер рассчитывается по специальной формуле исходя из средней цены на российскую нефть на мировом рынке, определяемой по результатам мониторинга за предыдущие два месяца, а также в соответствии с установленными законом "О таможенном тарифе" предельными ставками пошлин.

В результате впервые рекордная ставка пошлины на нефть в размере 101 долл. за тонну была установлена с 1 декабря 2004г. С 1 февраля 2005г. на основании мониторинга цен на "черное золото" за ноябрь-декабрь 2004г. экспортная пошлина на нефть была снижена со 101 до 83 долл./т. 1 апреля пошлина была вновь повышена до рекордного размера в $102,6 за тонну на основании мониторинга цен за январь-февраль. И вот новый рекорд. С 1 июня предполагается увеличить экспортную пошлину на нефть до небывалых 136,2 долл. за тонну. Об этом сообщил РБК заместитель начальника отдела таможенных платежей Министерства финансов РФ Александр Сакович.

По его словам, средняя цена нефти марки Urals за период март - апрель 2005г. составила 47,558 долл./барр. Таким образом, исходя из действующей формулы, ставка пошлины на нефть составит 136,2 долл. за тонну, ставка пошлины на темные нефтепродукты - 56 долл./т, на светлые - 104,1 долл./т. Новые ставки пошлины на нефтепродукты будут действовать с 20-х чисел июня (через месяц после опубликования соответствующего постановления правительства). Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле сегодня же начнет рассмотрение данного вопроса.

Интересно, что в то самое время, когда мир застыл в ожидании нового витка роста стоимости "черного золота", Международное энергетическое агентство (МЭА) обнародовало документ под названием "Срочные меры по экономии нефти". Документ содержит перечень способов, к которым государства смогут прибегнуть в случае возникновения острой нехватки нефтепродуктов. В частности, считает МЭА, в чрезвычайных обстоятельствах можно рекомендовать населению пользоваться общественным транспортом. Тем, кто отправляется на работу на своей машине, следует обязательно захватывать попутчиков. Организациям рекомендуется организовывать работу на дому для максимально возможного числа сотрудников с использованием домашних компьютеров и сетей связи. Водителям частных автомашин рекомендуется ездить на небольшой скорости для сокращения расхода топлива. В случае крайне неблагоприятного развития событий использование частного автотранспорта можно запретить.

Эксперты МЭА подчеркивают, что к введению этих драконовских мер надлежит готовиться заранее. Властям мегаполисов следует предусмотреть создание коридоров для велосипедистов, строительство широких тротуаров для пешеходов. По мнению экспертов, даже простыми мерами можно добиться снижения мирового потребления нефти на 1 млн баррелей в сутки. Но для этого необходимо уже сейчас разрабатывать стратегию экономии энергии на долгосрочную перспективу, подчеркивается в документе.

Впрочем, в условиях, когда довольно большая группа развивающихся стран существует благодаря продаже "черного золота", а для стран "золотого миллиарда" оно служит необходимым условием для развития промышленности и повышения жизненного уровня граждан, эти рекомендации звучат, словно глас вопиющего в пустыне.

Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех