Экономика, 03 авг 2011, 19:35

Замглавы ФАС рассказал о неравной борьбе с нефтяным лобби

Нефтяные компании в ближайшее время понесут заслуженное наказание за завышение цен на российском рынке, дефицита бензина в обозримой перспективе не будет, а нефтеперерабатывающие заводы будут производить топливо больше и лучше, чем раньше. Вопреки первому впечатлению, это не фантастика, а основные тезисы, которые высказал заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин на пресс-конференции в РБК.
Читать в полной версии

Замглавы антимонопольного ведомства рассказал, как продвигаются дела в рамках так называемой третьей волны против нефтяников, как и почему дорожает бензин и на что готовы пойти топливные магнаты, лишь бы не снижать цены на рынке.

Я - волна, новая волна...

Расследования в рамках "третьей волны" дел против нефтяных компаний по факту завышения цен на нефтепродукты на рубеже 2010-2011гг. подходят к своему логическому завершению. Из трех компаний-фигурантов последней волны виновной пока признана только "Газпром нефть". По остальным решения будут приняты в ближайшие дни: по делу ЛУКОЙЛа комиссия ФАС заседала сегодня, по делу "Роснефти" - завтра, сообщил А.Голомолзин.

Согласно закону к нарушителям может быть применена санкция в диапазоне от 1 до 15% от годовой выручки на соответствующем товарном рынке. В случае с "Газпром нефтью" есть отягчающее обстоятельство - компанию штрафуют за завышение цен повторно. При этом есть ряд обстоятельств смягчающих - компания признала себя виновной, устранила это нарушение и его последствия, а также совершила ряд иных действий, направленных на улучшение ситуации на внутреннем рынке. Все это будет учитываться при определении размера штрафа, уточнил замглавы ФАС.

По его словам, есть определенная эволюция в поведении нефтяных компаний по итогам "волновых" проверок: если изначально они упирались и до последнего настаивали на своей невиновности, то сейчас уже признают свою вину еще в ходе расследования. На этом фоне А.Голомолзин выразил надежду, что компании в скором времени выйдут на следующий этап развития и предпочтут просто не нарушать антимонопольное законодательство.

Неповторимый дефицит бензина

Замглавы ФАС также уверен, что в ближайшем будущем повторения бензинового кризиса в России не будет. "Дефицита бензина в РФ не ожидается. Бензина хватит не только на осень, но и всю обозримую перспективу", - указал он.

Касаясь ценообразования на этот социально значимый вид топлива, А.Голомолзин пообещал, что резкого скачка стоимости в ближайшее время не предвидится.

"Совокупность механизмов позволяет нам рассчитывать, что цены могут находиться в пределах уровня инфляции", - сказал он. По его словам, возможны некоторые колебания, но в целом цены на бензин будут "находиться в рыночном коридоре".

При этом замглавы ФАС указал, что по части цен на бензин нефтяники ведут не самую чистую игру, декларируя одно, а на деле исполняя другое. Например, крупные нефтяные компании заявили весной, что принимают меры по стабилизации ситуации на рынке автомобильного бензина. Ситуация тогда действительно стабилизировалась, но не за счет ВИНК, а за счет независимых АЗС, чья выручка упала чуть ли не вдвое.

"На самом деле нефтяные компании декларировали одну стратегию поведения, а реализовывали совершенно другую, а именно - придерживали цены в рознице. При этом существенным образом росли цены в мелкооптовом звене, и росли цены, что называется, первой продажи - от НПЗ", - пояснил А.Голомолзин.

Модернизация немодернизируемого

В ФАС также не очень довольны тем, как идет модернизация НПЗ со стороны нефтяных компаний. По словам А.Голомолзина, декларации нефтяных компаний о модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в течение двух лет были исполнены только наполовину. А за пять лет глубина переработки нефти в среднем не только не увеличилась, а наоборот, уменьшилась и находится сейчас на уровне 71%.

В настоящее время правительство обсуждает меры по стимулированию развития нефтепереработки, в частности обсуждается вопрос выравнивания пошлин на светлые и темные нефтепродукты, то есть будут повышены пошлины на темные нефтепродукты. В качестве второго этапа будет произведено выравнивание пошлин на мазут до уровня пошлин на нефть.

А.Голомолзин напомнил, что для обеспечения устойчивого предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке в соответствии с работой, которая проводится правительством РФ, ФАС заключила соглашение с нефтяными компаниями. В них прописаны обязательства нефтяных компаний осуществить модернизацию своих нефтеперерабатывающих мощностей таким образом, чтобы обеспечить в полном объеме исполнение требований регламентов, которые в ближайшее время могут быть скорректированы.

Цены высокого полета

Под конец пресс-конференции замглавы ФАС отвлекся от основной темы и обратил свой взор на цены в аэропортах, далекие от среднерыночных. По словам А.Голомолзина, сейчас служба проводит проверки в аэропортах Московского авиаузла на предмет завышения цен на продукты первой необходимости, в том числе на питьевую воду.

"Что касается продуктов питания, которые продаются в аэропортах, и продуктов, которые являются продуктами первой необходимости, то мы проводим соответствующие проверки", - рассказал РБК заместитель руководителя ФАС А.Голомолзин, отвечая на вопрос о том, как ФАС относится к тому, что в аэропортах столицы простая питьевая вода продается по завышенным ценам. "Уже есть ряд дел, которые были возбуждены нашими территориальными управлениями, в том числе в московских аэропортах", - добавил он.

По словам А.Голомолзина, там, где у пассажиров нет возможности купить дешево товары первой необходимости, а им предлагаются продукты по ценам, существенно отличающимся от цен, которые формируются в рыночных условиях, "будут приняты соответствующие меры антимонопольного воздействия". "Например, санкции за нарушение антимонопольного законодательства, в виде оборотных штрафов", - сказал замруководителя ведомства.

А.Голомолзин напомнил, что ранее ФАС уже занималась другими нарушениями в аэропортах, в частности проблемой платных парковок. Он отметил, что компании получили соответствующие штрафы и "были вынуждены снизить свои тарифы и снизить единицу тарификации с 1 часа до получаса". "Аналогичные меры будут приняты и в сфере других услуг, которые монопольно поставляются в аэропортах, и в результате потребители не имеют возможности выбора", - резюмировал он.

Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса