Экономика, 03 сен 2009, 14:45

МВД предложило отдельное наказание для рейдеров

МВД России подготовило законопроект, предусматривающий ответственность за рейдерские захваты и вмешательство в корпоративные споры. Как сообщил журналистам заместитель начальника управления по делам об организованной преступной деятельности и коррупции Следственного комитета при МВД России Анатолий Водопьянов, данный законопроект уже внесен в Госдуму.
Читать в полной версии

По его словам, предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ статьями 201.1 и 201.2, предусматривающими ответственность за эти два состава преступлений.

Решение о выделении рейдерства в отдельный состав ранее ожидалось в форме ст.159.1 УК РФ, так как рейдерский захват де-факто представляет собой разновидность хищения, совершенного путем мошенничества, то есть обмана, связанного, как правило, с подделкой документов, внесения недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Одновременно сразу несколько ведомств высказали свое желание расследовать дела данной категории, в которых, отметим, как правило, фигурируют весьма состоятельные и преуспевающие граждане. Также нельзя обойти и тот факт, что коррупция среди следователей часто бывает связана именно с экономическими преступлениями, в том числе мошенничествами.

За последние несколько месяцев прозвучало как минимум 2 заявления, связанных с намерением различных правоохранительных органов расследовать дела о мошенничестве и рейдерстве. Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, выступая перед журналистами, заявил, что считает необходимым выделить рейдерство в качестве отдельного состава преступления и передать его в подследственность СКП. Неожиданно с инициативой о расследовании мошенничеств выступили судебные приставы. По словам главы Федеральной службы судебных приставов Артура Парфенчикова, речь, в его понимании, идет о тех мошенничествах (в том числе рейдерских захватах), которые выявили сами судебные приставы. Таким образом, приставы на эксклюзивность, в отличие от СКП, не претендуют.

Выступавший сегодня на пресс-конференции замглавы СК при МВД России Александр Матвеев прокомментировал споры о подследственности так: "Право на дискуссию и на предложения имеют все". Он отметил, что в настоящее время над делами о мошенничестве работают следователи МВД России.

В этом свете инициатива о введении рейдерства в качестве отдельного состава может хорошо сыграть МВД на руку в этом споре. Министерство предложило создать эти составы в рамках главы 23 УК России, которая содержит составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В отличие от других групп преступлений, эти находятся в полном объеме в подследственноcти МВД, а значит, изъять их оттуда и передать другому ведомству будет намного сложнее.

Формально и фактически такой несколько неожиданный подход к выделению рейдерства в виде ст.201.1 и ст.201.2 УК РФ меняет только круг субъектов преступления и корректирует вопросы соучастия в данных преступлениях. Так, если в случае со ст.159.1 УК РФ непосредственными исполнителями преступления могли бы быть все без ограничений граждане, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности, то в предложенном МВД варианте, очевидно, непосредственными исполнителями будут только сотрудники захваченных компаний, которые помогали рейдерам. Сами же захватчики будут расцениваться как пособники, организаторы или заказчики преступления. Об успешности такого предложения МВД можно будет, однако, окончательно говорить лишь после того, как станут известны санкции, которые предполагается применять к рейдерам.

Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company