Эксперты положительно оценили намерение РЖД купить GEFCO
"Сегодня говорят, ОАО "РЖД" – инфраструктурная компания. Это отчасти только правильно, потому что РЖД – это перевозочная компания. Задача перевозчика - обеспечить услугу клиенту от двери до двери. В современных условиях это невозможно сделать без разветвленной логистической системы", - отметил В.Якунин. Именно с этой точки зрения РЖД, по словам его главы, уже давно присматривались к различным вариантам приобретения европейской компании, которая является одной из основных компаний в области логистики.
Ранее "Коммерсантъ" написал, что покупка GEFCO является дорогостоящей покупкой (945 миллионов евро без учета долга и свободной наличности). По российским меркам привлекательность этого актива оценивается неоднозначно. В последние 2-3 года и "ПГК" и "ТрансКонтейнер" (основные активы, полностью или частично проданные РЖД в 2010-2012гг.) с финансовой точки зрения явно выглядят поинтереснее.
Ряд экспертов положительно оценили решение РЖД купить французского логистического оператора. "Вопрос в том, что с ним (логистическим оператором GEFCO) потом делать. Если купить и держать – это не выгодно. Но если это делается для того, чтобы построить логистический коридор (поскольку компания обладает "ТрансКонтейнером"), если они присоединят к этому GEFCO, то это может быть синергия очень приличная", - считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
По его словам, РЖД стало инфраструктурной компанией, а если обратиться к опыту европейских компаний, например немецкого "Дойчебан", то логистика – это бриллиант, который приносит значительные прибыли. В этом плане действия РЖД вполне логичны. Но дело в том, что логистика в России развита слабо, и если РЖД это удастся, то это будет действительно прорыв, считает аналитик.
Вместе с тем, отмечает Д.Адамидов, открытым остается вопрос с продажей "ТрансКонтейнера". "Как известно, РЖД стремится внести капитал "ТрансКонтейнера" в совместное СП России, Белоруссии, и Казахстана. И если приватизации "ТрансКонтейнера" не будет, то на горизонте 2-3 лет РЖД смогут работать на всем евразийском пространстве", - считает он.
Что касается цены, то Дмитрий Адамидов отмечает, что "акции сопоставимых компаний (Kuehne & Nagel, Panalpina, Expeditors, LandStar и т.д.) торгуются с высокими мультипликаторами – от 8 до 13 к EBITDA. Поэтому цена за контрольный пакет в пределах миллиарда евро – это, с точки зрения продавца, вполне логично". А с позиций покупателя дело обстоит следующим образом: если в результате сделки к 2020г. удастся увеличить объемы транссибирского транзита до 5 млн ДФЭ и поднять на качественно новый уровень оказание логистических услуг внутри страны, то миллиард евро за пакет GEFCO будет восприниматься как "очень даже недорого". Игорь Краевский из финансовой группы БКС считает, что "определенную синергию Российские железные дороги (РЖД) могут получить в рамках транзитного коридора в Европу, который РЖД пытается организовать с помощью "ТрансКонтейнера" (путем внесения его в уставной капитал СП России, Белоруссии и Казахстана). Здесь он мог быть продлен на европейскую часть континента. "В данном случае ситуация будет зависеть от принятия правительством РФ решения по судьбе "ТрансКонтейнера", - отмечает он.
Напомним, на прошлой неделе стало известно, что ОАО "РЖД" рассматривает возможность покупки почти за €1 млрд 75% акций логистического оператора автоконцерна PSA Peugeot Citroen — компании GEFCO. В ОАО "РЖД" считают, что актив позволит получить доступ к "эффективным логистическим решениям". PSA продает GEFCO в рамках программы избавления от непрофильных активов из-за сложной финансовой ситуации. В 2011г. операционные убытки автоконцерна составили €92 млн, в этом году продолжилось сокращение объемов продаж и доли рынка. PSA уже продал свою штаб-квартиру в Париже (за €245 млн), остановил реализацию ряда производственных проектов.
В презентации для совета директоров ОАО "РЖД" говорится, что покупка "одного из ведущих европейских поставщиков комплексных интегрированных логистических услуг окажет положительное влияние на глобальную конкурентоспособность российской экономики". GEFCO, в которой работают больше 10 тыс. человек, занимается транспортировкой комплектующих и готовых автомобилей PSA.