Экономика, 03 сен 2013, 17:10

Удобряя землю: все, что нужно знать о мировом калийном рынке

Конфликт между крупнейшими мировыми производителями калия - "Уралкалием" и "Беларуськалием", вышедший на межгосударственный уровень с арестом в Минске главы российской компании Владислава Баумгертнера, привлек внимание к мировой калийной отрасли, которая до недавнего времени оставалась уделом ограниченного числа рыночных игроков и узкоспециализированных отраслевых экспертов.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

РБК составил подробную справку, которая поможет разобраться в особенностях мировой калийной отрасли и понять истинные причины калийного спора между Россией и Белоруссией.

Основная продукция

Основным товаром калийного рынка является хлористый калий (химическая формула - KCl), получаемый в процессе переработки калийной руды. Хлористый калий может использоваться как самостоятельное удобрение или в составе сложных, фосфорно-калийных или азотно-фосфорно-калийных, удобрений (так называемые NPK-удобрения). Реализуется в двух формах - стандартной и гранулированной, при этом гранулированный хлоркалий стоит дороже. Хлористый калий, как правило, содержит около 60% калия - питательного вещества.

Объем мирового калийного рынка

В 2012г. мировое потребление хлористого калия, по оценкам отраслевых экспертов, составило 52 млн т. В денежном выражении годовой оборот на мировом калийном рынке оценивается в 20 млрд долл. Глобальный спрос на калийные удобрения, по прогнозам экспертов, будет расти в среднем на 3-4% в год.

Ключевые игроки

Основные страны - производители хлористого калия - Канада (32% общемирового производства), Россия (19%) и Белоруссия (16%). Разведанные мировые запасы калия в основном сконцентрированы в Канаде (46,1%) и России (34,5%), на третьем месте находится Белоруссия (7,9%).

Крупнейшие компании-производители - "Уралкалий" (Россия), "Беларуськалий" (Белоруссия), Potash Corp. (Канада), Mosaic (США), Israel Chemicals (Израиль), K+S (Германия), Agrium (Канада).

Крупнейшие страны - импортеры хлористого калия - Китай, Индия и Бразилия.

Ценообразование

Хлористый калий не торгуется на товарных биржах, цена на продукт определяется на физическом рынке в ходе переговоров между поставщиками и потребителями. Как и на любых других рынках физического сырья, важную роль в цепочках поставок играют трейдеры. Цены международного рынка закрыты от широкой общественности и публикуются специализированными ценовыми агентствами, такими как Argus FMB, ICIS и Fertecon.

Цены за тонну продукта определяются на базисах поставки fob (free on board) в основных экспортных регионах и cfr (cost and freight) в основных импортных регионах. Два крупнейших импортера хлоркалия - Китай и Индия - договариваются с поставщиками о контрактных ценах на продукт два раза в год, однако индийские импортеры в настоящее время переходят на годовые контракты.

С 2003г. по 2008г. мировые цены на хлористый калий выросли в шесть раз, на пике превышая тысячу долларов за тонну, однако в результате мирового экономического кризиса скорректировались вниз. В настоящее время ведущие импортеры закупают хлоркалий, доставляемый морем, по 400 долл./т. "Уралкалий" прогнозирует, что к концу 2013г. цены на продукт могут упасть на 25%, до 300 долл./т, и ниже.

Экспортная дуополия на мировом рынке

До июля 2013г. международный рынок калийных удобрений делили между собой два игрока - Белорусская калийная компания (БКК, совместный эксклюзивный трейдер "Уралкалия" и "Беларуськалия") и канадский экспортный консорциум Canpotex, состоящий из канадских компаний Potash Corp. и Agrium, а также американской Mosaic. БКК и Canpotex контролировали около 70% международных продаж (на БКК приходилось более 40%), и именно в их контрактах с основными покупателями определялись базовые мировые цены на хлористый калий.

Выход "Уралкалия" из БКК, объявленный 30 июля 2013г., и решение компании осуществлять экспорт через собственного трейдера - Uralkali Trading - фактически разрушили дуополистическую структуру рынка. Аналитики расценивают сложившуюся ситуацию как судный день для калийной отрасли.

"Олигополистическая структура рынка, при которой три канадских производителя и два производителя из СНГ координируют экспортные объемы и цены, поставлена под угрозу и в конечном счете должна уступить место более многосторонней конкуренции и более низким ценам", - отмечают аналитики Berenberg Bank. "Исторически поставки на многих сырьевых рынках на определенном этапе были организованы по олигополистическому принципу, однако невидимая рука рынка всякий раз расставляла все на свои места", - указывают эксперты банка.

Почему поссорились "Уралкалий" и "Беларуськалий"?

В 2011г. "Уралкалий", благодаря поглощению "Сильвинита", стал крупнейшей в мире калийной компанией по объемам производства и продаж, опередив "Беларуськалий", что не могло порадовать лидера Белоруссии Александра Лукашенко. По мнению аналитиков, белорусский президент был недоволен тем, что "Беларуськалий", обеспечивающий львиную долю бюджетных доходов страны, вынужден ограничивать свое производство, подчиняясь ценовой стратегии БКК.

Кроме того, А.Лукашенко не мог смириться с тем, что "Уралкалий" реализует часть своей продукции самостоятельно: так, в соответствии с договоренностями по БКК российская компания напрямую экспортирует свою продукцию в Китай по железной дороге. Кроме того, БКК не может сбывать продукцию в Америке из-за экономических санкций США против Белоруссии.

А.Лукашенко, скорее всего, не хотел провоцировать разрыв отношений с "Уралкалием", а лишь пытался надавить на российских партнеров с целью добиться более выгодных для Минска условий торговли калием через совместного трейдера. Примечательно, что, по данным источников, главный акционер "Уралкалия" Сулейман Керимов, против которого теперь в Белоруссии возбуждено уголовное дело, за последний год как минимум дважды встречался с А.Лукашенко для обсуждения перспектив БКК.

"Уралкалий" мог воспользоваться наметившимся конфликтом для того, чтобы выйти из совместного предприятия и начать реализацию собственной торговой стратегии, направленной на максимизацию объемов выпуска. Аналитики давно отмечают, что "Уралкалий" отличается одними из самых низких затрат в отрасли, поэтому безболезненно может пройти через период дешевого хлоркалия. Более того, понижение цен, возможно, является сознательной целью "Уралкалия" в этой глобальной игре: низкие цены позволят ему выдавить с рынка менее эффективных конкурентов (таких как немецкая K+S) и сдержать вступление на привлекательный калийный рынок новых игроков (таких как австралийская BHP Billiton, которая вынашивает планы по разработке гигантского калийного месторождения Jansen в Канаде).

Что дальше?

Строить прогнозы о судьбе калийного рынка после "развода" "Уралкалия" и "Беларуськалия" пока рано: слишком велика неопределенность, связанная с ценами. Покупатели ждут какого-либо прояснения ситуации, которое позволит наметить новые ценовые ориентиры. Ситуация с БКК может поменяться еще не раз: "Уралкалий" не сжигал мосты, когда объявлял о выходе из совместного предприятия, и Россия и Белоруссия теоретически еще могут вернуться к сотрудничеству в калийной отрасли, хотя арест гендиректора "Уралкалия" и уголовное дело против С.Керимова сводят шансы на примирение сторон к минимуму.

Но даже если "Уралкалий" и "Беларуськалий" отныне будут действовать на мировом рынке как конкуренты, а не как партнеры, это не означает, что будут долгосрочные рыночные потрясения и обвал цен. Аналитики напоминают, что относительно недавно конкуренция между российскими и белорусскими калийными удобрениями была нормальной характеристикой рынка: в течение нескольких лет (с 2005г.) параллельно существовали два поставщика - БКК и Международная калийная компания (МКК), что не являлось помехой для стабильного роста цен на рынке. Возможно, теперь на рынок вернется конкуренция двух независимых поставщиков калийных удобрений из СНГ.

В подготовке использовались материалы "Уралкалия", Potash Corp., Геологической службы США (USGS), Reuters, ICIS, Berenberg Bank.

Ткачев Иван, РБК

Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент