Экономика, 05 июн 2014, 00:50

АВТОВАЗ сократит 8 тыс. рабочих из-за кризиса в отрасли

АВТОВАЗ готовится объявить о сокращениях на производстве. Другие производители пока массово не следуют за крупнейшим российским предприятием в отрасли, но внимательно следят за рынком, который по итогам года может упасть на 5-10%.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Вчера губернатор Самарской области Николай Меркушкин на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что предприятие сократит "порядка 8–8,5 тыс. человек". В январе 2014г. компания сообщала о намерении сократить 2,5 тыс. офисных сотрудников и 5 тыс. рабочих. Кроме того, АВТОВАЗ планировал остановить прием новых работников и дать возможность части сотрудников выйти на досрочную пенсию. В конце 2013г. на предприятии работало 67 тыс. человек.

Профсоюз ранее получал уведомление об увольнении 1 тыс. 500 менеджеров и инженеров в феврале и 500 рабочих — в апреле, сказал РБК лидер ячейки МПРА Петр Золотарев. АВТОВАЗ 3 июня предупредил региональные органы занятости о планируемом высвобождении 2 тыс. работников, сообщил РБК представитель Министерства труда и социальной защиты. Планируют ли другие производители легковых машин сокращать работников в 2014г., ведомству пока неизвестно.

Представитель АВТОВАЗа вчера отказался комментировать слова губернатора и сообщать о текущих планах компании по сокращению персонала.

Сокращения на фоне падений

Продажи АВТОВАЗа могут упасть на 15% по итогам 2014г., прогнозировал президент компании Бу Андерссон в конце мая. В январе-апреле продажи семейства Lada, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизились на 15% - до 128,6 тыс. штук.

Первым на падающем рынке к массовым сокращениям приступил завод "Форд-Соллерс" во Всеволожске. В апреле предприятие объявило об остановке конвейера почти на два месяца и сокращении 700 человек, около трети персонала, на фоне обвала продаж на 30 - до 22,8 тыс. машин - за первые четыре месяца 2014г. Другие автозаводы примеру "Форда" и АВТОВАЗа пока не следуют.

УАЗ, чьи продажи в январе-апреле, по данным АЕБ, упали на 21% до 12,5 тыс. машин, не планирует сокращать персонал или переводить часть сотрудников на неполную рабочую неделю в течение 2014г., говорит представитель компании. Калининградский "Автотор" работает в обычном режиме и не намерен сокращать персонал, как не сокращал его в кризис 2009г., несмотря на падение производства вдвое, говорит представитель "Автотора". В случае необходимости завод может перейти на неполную рабочую неделю, добавляет он.

Renault в России не планирует сокращать персонал или переводить его на неполную рабочую неделю, завод работает на полной загрузке, утверждает представитель компании.

Петербургский завод Toyota, по словам своего представителя, также работает пять дней в неделю в две смены и не планирует сокращений. Сокращений не будет и у Volkswagen, говорит его представитель.

Рынок легких коммерческих автомобилей в январе-апреле упал на 18%, продажи ГАЗа в РФ снизились на 16%, и компания в связи с сокращением объемов производства переводит не занятых сотрудников на новые проекты, запускающиеся в этом году, объясняет вице-президент "Группы ГАЗ" Елена Матвеева. "Мы не исключаем, что при самом негативном сценарии мы не сможем удерживать численность персонала на том уровне, который был до падения рынка", — уточняет она.

Пессимистичные прогнозы

Лидер Межрегионального профсоюза "Рабочая ассоциация" Алексей Этманов опасается, что в будущем автопроизводители могут прибегнуть к сокращениям из-за ухудшения экономической ситуации. Вместо того, чтобы сокращать рабочих, компаниям стоило бы подумать о сокращении затрат на топ-менеджмент, считают Этманов и Золотарев.

*Расходы на персонал составляют около 20% в себестоимости продукции, и по этому показателю АВТОВАЗ не существенно отличается от новых автозаводов, говорит аналитик БКС Игорь Краевский.

В целом рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей за январь-апрель 2014 г. упал на 4%, до 829 тыс. штук, причем в апреле падение ускорилось и составило 8%, сообщала АЕБ. После короткого периода восстановления рынок снова сокращается, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится, считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Падение авторынка может составить от 5% по оптимистичному сценарию до 10% по базовому прогнозу, полагает Краевский.

Toyota ждет падения российского авторынка примерно на 5% до 2,62 млн машин. Президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон недавно заявил, что динамика рынка в целом может привести к его падению примерно на 8,3%. Авторынок в России может упасть на 10—20% по итогам года, отмечал и Бу Андерсон.

Экономика предприятий и численность персонала будут зависеть от того, насколько сильным окажется дальнейшее падение рынка и насколько эффективными и быстрыми будут меры по его стимулированию со стороны и производителей, и государственных органов, говорит Матвеева.

Минпромторг видит корень проблем автопроизводителей в росте конкуренции на рынке. С необходимостью сокращать персонал в автопромышленности столкнулись далеко не все производители, а в первую очередь те компании, которые по причине неэффективности управления производством и сбытом готовой продукции показали убытки по итогам текущей деятельности в 2014г., считает директор департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли Александр Морозов.

Это либо компании, чья продукция находится в дешевом, самом конкурентном сегменте, либо производители, имеющие не самый удачный с точки зрения маркетинга и покупателя модельный ряд, передал через пресс-службу Морозов.

Елизавета Добкина

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла