В Минэкономразвития разработали новый механизм улучшения делового климата
Власти решили «пересобрать» механизм по улучшению бизнес-климата — Минэкономразвития подготовило меры по управлению «системными изменениями предпринимательской среды». План, который получил название «Трансформация делового климата», будет содержать 14 направлений, следует из материалов министерства, с которыми ознакомился РБК. Среди них — защита прав собственности, налоги, человеческий капитал и производительность труда, предпринимательская активность, градостроительная деятельность, территориальное планирование, таможня и международная торговля, экспорт, совершенствование корпоративного управления.
Речь идет не о готовом наборе конкретных предложений, спущенных сверху, а о схеме их обработки, объяснили РБК два федеральных чиновника. Один из собеседников сопоставляет новый механизм с «Национальной предпринимательской инициативой» (НПИ) — планом по улучшению бизнес-климата, принятым в 2012 году и включающим мероприятия по 12 «дорожным картам». Сейчас большинство из них исполнены, но сам такой механизм себя «исчерпал» — вносить изменения в «карты» было сложно из-за большого количества бюрократических процедур, говорит один из источников.
Представить в правительство согласованный с другими ведомствами план Минэкономразвития должно до середины августа, соответствующее поручение дал первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов, рассказали два собеседника РБК. Пресс-служба Минэкономразвития подтвердила разработку нового механизма — он должен оперативно реагировать на запросы бизнеса и снимать законодательные барьеры. «К настоящему моменту собрано уже более 500 инициатив, которые предстоит обсудить со всеми заинтересованными сторонами», — сообщила пресс-служба ведомства. К середине августа Минэкономразвития внесет в кабинет проект распоряжения правительства с перечнем мер, уточнили в ведомстве.
Минфин не ответил на запрос. Директор правительственного Агентства стратегических инициатив (АСИ) по направлению «новый бизнес» Артем Аветисян сообщил РБК, что организация принимала участие в подготовке плана, предварительный документ внесен «на рассмотрение в правительство».
Еще один канал
Новый план станет не конечным документом, а перечнем мер, который будет дополняться каждые полгода (ближе к осенней и весенней сессиям Госдумы), поясняет РБК федеральный чиновник. Предложения будут приниматься от бизнеса и регионов, а их рассмотрение будет проходить в АСИ — экспертной площадке, работу которой курирует, в частности, помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов. Чиновники и эксперты будут распределять предложенные меры по двум спискам — белый список, необходимость применения мер из которого не вызывает споров, и «список разногласий» (вопросы из последнего будут выноситься на более высокий уровень). После обсуждения мер они будут рассылаться по федеральным органам исполнительной власти. Из-за высокой скорости технологических изменений «нужны новые форматы работы» в госуправлении, отметил Аветисян. С другой стороны, «постоянные изменения — это не очень хорошо», признает он, поэтому в новом плане предусмотрен механизм мониторинга.
Бизнесу нужно взаимодействие такого формата, говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин, — нельзя сказать, что сейчас существует «избыток» каналов для коммуникации с представителями исполнительной власти. «Главное, чтобы хотя бы в 10% случаев после этого диалога получался выхлоп в виде конкретных решений. Судя по предыдущим форматам, это время от времени происходило», — указывает он. Пока же много решений принимается кулуарно, а если консультации с бизнесом и ведутся, то в основном с крупными компаниями, добавляет Никитин.
Сейчас уже существует рабочая группа Минэкономразвития и АСИ. Но в министерствепредлагают создать отдельный совещательный орган для обсуждения вопросов по плану улучшения делового климата, сказал федеральный чиновник. Он нужен, чтобы решать «непреодолимые разногласия» оперативно, а не затягивать в переписке. Функционировать орган должен в правительстве, но не в рамках проектного офиса, который курирует выполнение майского указа президента, а отдельно, так как план по инвестклимату не является частью какого-либо проекта из указа. Кроме того, такой формат связан с тем, что это не «проект с финальным конечным результатом», а постоянно действующий механизм, говорит еще один собеседник РБК. И добавляет, что совещательный орган (по задумке — Минэкономразвития) должен подчиняться первому вице-премьеру (в этом, например, его отличие от «открытого правительства» — ныне упраздненного органа, которым руководил министр без портфеля Михаил Абызов).
Нужен аудит
«Прежде чем вводить новый механизм [по улучшению бизнес-климата], необходимо проанализировать достижения АСИ в рамках НПИ. Возьмем, например, «дорожную карту» по улучшению регуляторной среды, принятую распоряжением правительства в июне 2013 года. Как показано в недавнем докладе ЦСР (.pdf), динамика Российской Федерации по качеству регуляторики за последние десять лет неизменна: как были позиции слабые, так и остались», — говорит директор Центра оценки регулирующего воздействия Высшей школы экономики Даниил Цыганков. Сейчас в открытых источниках нет независимой итоговой оценки эффективности «дорожных карт» НПИ за истекшие пять лет, отмечает он.
По данным самого АСИ, из более чем 900 мероприятий «дорожных карт» НПИ было выполнено свыше 87%, сообщил РБК Артем Аветисян. По его словам, это позволило сократить свыше 50 различных избыточных процедур для бизнеса.
Переросли Всемирный банк
Одним из ключевых показателей оценки делового климата в предыдущие годы для России выступал рейтинг Doing Business, который ежегодно готовит Всемирный банк. Продвижение в этом рейтинге было прописано в майских указах 2012 года президента Владимира Путина. В 2011-м Россия находилась на 120-й строчке в Doing Business, в 2017-м — на 35-м месте, а в этом году, согласно указу, Россия должна войти в топ-20. Однако в рейтинге Всемирного банка рассматривается бизнес-климат только в Москве и Санкт-Петербурге, а среди критериев не учитываются макроэкономика, финансовая система, качество трудовых ресурсов, коррупция и проблемы безопасности. Эксперты в первую очередь оценивают сложность подключения к электросетям, регистрации собственности, получения разрешения на строительство, ситуацию с кредитованием и т.д.
Но сейчас Россия Doing Business по направлению реформ «переросла», считает федеральный чиновник, теперь можно ориентироваться на более широкий набор рейтингов, в том числе на рейтинг глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума (Давосский форум). Он позволит учитывать и такие факторы, как человеческий капитал и защита прав собственности, добавляет собеседник РБК. По итогам прошлого года Россия заняла в нем 38-е из 137 мест, поднявшись на пять строчек. Однако эксперты ВЭФ предупреждали, что в следующем рейтинге методика изменится, что может привести к ухудшению позиций России.
Главное при оценке бизнес-климата в России — «не изобретать собственные рейтинги», а использовать международные подходы (от ВЭФ, Всемирного банка и других глобальных экспертов), подчеркивает Никитин. «Мы при всех международных сопоставлениях испытываем опасения о влиянии геополитической ситуации на объективность нашей оценки. Отдельные чиновники уверены, что влияет это сильно и мы не сможем продвинуться дальше [в этих рейтингах]», — говорит эксперт. Иногда «эти опасения не лишены оснований», добавляет он, но цель рейтингов — «не позиция, а возможность посмотреть, что происходит у других». Если Россия разработает свои рейтинги и будет ориентироваться на них, то сможет соревноваться «только сама с собой», предупреждает Никитин.
Первые просьбы
Минэкономразвития в рамках «трансформации делового климата» уже провело первый сбор предложений от бизнеса и экспертов, свидетельствуют материалы ведомства. По каждому из 14 направлений собрано от трех-четырех до 70–80 мер. Кроме того, в проект плана будут включены нереализованные предложения из прошлых программных документов и поручений президента и правительства, а также часть мер из ежегодного доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который он в мае представил Путину.
В предварительной версии плана (предложения из него чиновники и эксперты обсудить пока не успели, то есть они не приняты, но и не отсеяны) пока содержатся в основном точечные меры. Среди них, например, создание единого регионального портала ресурсоснабжающих организаций, исключение избыточной информации из правил землепользования и застройки, переход от деления земель на категории к территориальному зонированию, упрощение процедур кадастрового учета, развитие электронного декларирования товаров на таможне. В «таможенном» разделе плана есть и меры по снижению штрафов за несвоевременный возврат валютной выручки экспортеров, внедрение автоматического выпуска электронных деклараций на товары, а также отмена требований по переводу документов с английского языка на русский, улучшение систем управления рисками на таможне и механизмов по подтверждению обоснованности использования нулевой ставки НДС для экспортеров.
Предложения по наращиванию экспорта включают, например, снижение импортных пошлин на сырье и оборудование для экспортных отраслей, снижение тарифов на железнодорожные и морские перевозки для экспортеров, меры по льготному кредитованию за счет субсидирования ставок. Тема кредитования является одной из центральных и в списке мер для развития малого и среднего бизнеса — в нынешней версии плана говорится о либерализации условий кредитования и введении квот на займы для малых предприятий (эти предложения перекликаются с «перезагрузкой» мер поддержки МСП, которые Минэкономразвития анонсировало после выхода майского указа Путина).
В планах по налоговому администрированию прописано предложение установить как минимум годовой период между принятием мер, увеличивающих нагрузку на бизнес, и началом их действия (при этом вступать в силу они должны только в одну дату — 1 января). Среди других предложений — разработка совместно с бизнесом методики по эффективности и востребованности налоговых льгот, а также сокращение сроков возмещения НДС, стимулирование регионов к введению инвестиционных вычетов, освобождение бизнеса от взносов в ПФР в отношении студентов очных отделений и работающих пенсионеров, перенаправление в бюджеты муниципалитетов части прироста доходов от НДФЛ, налогов на прибыль и имущество организаций (это должно стимулировать местные власти бороться с теневой экономикой), освобождение от налога на имущество оборудования, которое находится на реконструкции и не приносит дохода. А в разделе по человеческому капиталу содержится, в частности, мера по установлению ставки взносов на пенсионное страхование на уровне 26% (сейчас 22%) с одновременной заменой льгот по страховым взносам на субсидии из федерального бюджета. Такие субсидии (в случае, если предложение будет принято) будут предоставляться при условии создания новых рабочих мест, роста производительности труда и наращивания инвестиций.
Предлагаемые меры по контрольно-надзорной деятельности включают, например, обязательное согласование внеплановых проверок бизнеса, которые проводятся на основе сообщений СМИ и обращений граждан или компаний, с прокуратурой, а также проверку данных о лице, сообщившем о нарушении. Наконец, раздел по защите прав собственности содержит, в частности, предложение проанализировать инструмент инновационных ваучеров (впервые они были введены в Нидерландах в 1997 году — ваучеры позволяют инновационным компаниям получать поддержку в специальных экспертных организациях, аккредитованных властями).