Экономика, 04 июл 2012, 11:54

РЖД впервые получили прибыль от пассажирских перевозок

ОАО "РЖД" опубликовало годовую отчетность, согласно которой в 2011г. доходы компании по РСБУ от пассажирских перевозок в дальнем следовании составили 7,4 млрд руб., а чистая прибыль - 500 млн руб. Примечательно, что еще годом ранее убытки компании в этом сегменте составили 29,3 млрд руб.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Столь серьезный рост показателей объясняется тем, что в 2011г. было завершено создание дочерней Федеральной пассажирской компании (ФПК), которой передана большая часть пассажирских перевозок. Этот бизнес продолжает оставаться нерентабельным, но теперь убытки отражаются в балансе ФПК, а не РЖД.

Сама же монополия оставила в своем ведении самый прибыльный сегмент - высокоскоростные перевозки на поездах "Сапсан" и "Аллегро". Их показатели также дополнены доходами от перевозок пассажиров на Дальневосточной железной дороге.

По мнению Олега Трудова из Института проблем естественных монополий, ничего удивительного в таких существенных отличиях показателей нет. Конфигурация компании сильно поменялась, кроме того, эксплуатация, например, "Сапсана" на тех направлениях, где он курсирует, операционно прибыльна, рассуждает аналитик.

Высокоскоростные перевозки - один из приоритетных проектов РЖД. Всего за два года (2010-2011гг.) "Сапсаны", курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом и Москвой и Нижним Новгородом, перевезли 5 млн человек, в том числе чуть более 3 млн пассажиров в прошлом году. Поезда "Аллегро", запущенные в конце 2010г. между Санкт-Петербургом и Хельсинки, перевезли в прошлом году 300 тыс. пассажиров.

Информацию о том, какой доход приносит РЖД эксплуатация этих поездов, до сих пор госмонополия не раскрывала, лишь в конце 2010г. глава РЖД Владимир Якунин прогнозировал выручку от перевозок пассажиров скоростными поездами "Сапсан" на уровне 5 млрд руб. за первый год. Дальнейший рост доходов в этом сегменте пока проблематичен: РЖД признаются, что заполняемость поездов близка к 100%, а возможностей для курсирования дополнительных поездов почти нет из-за загруженности магистрали.

Однако выход уже найден. В декабре 2011г. компания заключила контракт c Siemens на поставку еще восьми поездов Velaro RUS ("Сапсан"), каждый из которых включает десять вагонов. Предполагается, что новые поезда будут поставлены к маю 2015г. При этом вместо увеличения частоты движения ставка будет сделана на удлинение поездов: количество вагонов будет увеличено вдвое, до 20, в результате чего один поезд будет способен перевозить чуть более 1 тыс. пассажиров.

Напомним также, что, по данным РЖД, до 2020г. в модернизацию и расширение российской сети железных дорог необходимо вложить свыше 2,2 трлн руб. При этом особо отмечается, что в расчет не включены расходы на организацию скоростного и высокоскоростного движения, которая требует отдельного решения и формирования источников финансирования.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику