Экономика, 04 июл 2014, 03:26

Zurich продает розничный бизнес в России

Группа Zurich завершает эксперимент с розничным страхованием в России с убытком в 300 млн долл. Ее розничный бизнес, представленный компанией "Цюрих", выкупает инвестиционная группа "Олма" за 1 млрд руб. (менее 30 млн долл.). Об этом говорится в сообщении группы Zurich.
Читать в полной версии
Фото: AP

Zurich Financial Services начала розничный бизнес в России в 2007 году, приобретя компанию "Наста". С 2009 года компания работает под именем СК "Цюрих". "В момент покупки это была довольно привлекательная компания", — говорит генеральный директор "Эксперт РА" Павел Самиев. В первые годы введения ОСАГО компания быстро росла, замечает Самиев. "Потенциально было понятно, что убыточность вырастет, но только потенциально", — добавляет он. Успешному развитию розничного бизнеса помешал начавшийся финансовый кризис, а затем и проблемы в автостраховании, которое составляет большую часть портфеля компании.

Совокупный убыток "Цюриха" по итогам 2013 года составил 2,2 млрд руб., за 2012 год — 786,8 млн руб., за 2011 год — 1,1 млрд руб. Как следует из отчетности материнской компании, только за последние два с половиной года "Цюрих" получил от "мамы" около 2,6 млрд руб. помощи. За весь 2014 год планировалось потратить на помощь российской "дочке" около 1 млрд руб., говорится в отчетности.

Во второй половине 2013 года группа Zurich пыталась сократить убытки российской "дочки", ограничив продажи каско и ОСАГО и пытаясь увеличить долю портфеля продуктов, не связанных с автострахованием. Также в прошлом году страховщик сократил более 400 сотрудников. А в мае этого года у компании сменился гендиректор — Николая Клековкина сменил Игорь Фатьянов, занимавший до этого пост заместителя гендиректора компании по продажам.

Однако в начале 2014 года группа Zurich решила избавиться от розничного бизнеса. Клековкин говорил, что развитие российского бизнеса не соответствует ожиданиям международной страховой группы. Выручка от продажи, полученная Zurich, составит 1 млрд руб. При этом в результате сделки Zurich получит убыток 300 млн долл. из-за реализации в момент продажи убытков от курсовой разницы, которые сейчас отражены в составе собственных средств акционеров. Нереализованные убытки от курсовой разницы — это переоценка инвестиций, сделанных в розничный бизнес в России после покупки страховой компании "Наста". Zurich указывает, что главным образом переоценка связана со снижением стоимости российского рубля к доллару.

Гендиректор СК ERGO Александр Май уверен, что продажа российской розницы для Zurich Insurance Group — это верное решение. "Дело в том, что даже при выводе "Цюриха" на безубыточность материнская компания уже не смогла бы отбить все вложенные инвестиции. Поэтому обрубить концы в такой ситуации — самое лучшее. А новые владельцы, боюсь, недооценивают размеры бедствия", — говорит он.

Участники финансового рынка, опрошенные РБК, уверены, что покупка была совершена в пользу третьих лиц. "Полагаю, что "Олма" — это только фронт, — говорит глава крупной финансовой группы. — Возможно, даже скоро будет перепродажа". "Страховую компанию мы приобрели в интересах акционеров и их партнеров. Принимая решение об участии в тендере на покупку розничного бизнеса СК "Цюрих", мы, естественно, принимали во внимание возможную синергию наших бизнесов. Здесь и розница, и широкая агентская сеть, и наша база корпоративных клиентов", — рассказал РБК гендиректор "Олма" Андрей Белинский. По его словам, привлекло и то, что рынок страховых услуг гораздо шире рынка брокерских услуг по ценным бумагам.

Убыточность страховщика покупателей не пугает. Инвестиционная группа "Олма" существует с 1992 года и является одной из старейших компаний, оказывающих услуги на фондовом рынке России. Андрей Белинский заверил, что бизнес СК "Цюрих" был тщательно изучен.

"Мы считаем, что в "Цюрихе" много было сделано с существенным запасом, перекрыты многие нормативы. Это был подход материнской компании, — говорит Белинский. — Это также говорит о том, что "Цюрих" — одна из немногих компаний, где не использовались схемы. Там нет подводных камней, она абсолютно прозрачна". По его словам, после встреч с менеджментом у "Олма" появилась идея, как вывести компанию в прибыль. "Думаю, это реально. Сейчас стратегия дорабатывается, она будет раскрыта, полагаю, в сентябре", — сказал он.

"Цюрих" — не единственная иностранная страховая компания с высокой убыточностью. СК "Альянс" показала за 2013 год по МСФО убыток в 3,26 млрд руб., при этом на собственно страховой деятельности потеряла еще больше — 5,05 млрд руб. Это один из худших результатов на рынке. "Российский рынок страхования сложный. Иностранные инвесторы зачастую не учитывают нашу специфику. Не отслеживают в полной мере мошенничество, иногда не понимают, где нужно сократить комиссию, для того чтобы сократить портфель, а где, напротив, лучше переплатить, но получить качественного клиента", — говорит представитель страховщика из топ-10.

Параллельно с розничным страхованием в России Zurich занимается корпоративным. Этот сегмент бизнеса был запущен еще в 1996 году. Продавать бизнес по корпоративному страхованию в России Zurich не собирается: это успешный и налаженный бизнес, указывает страховщик в официальном сообщении. Основное направление — это страхование российских подразделений международных корпораций.

Екатерина Метелица

Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства