Эксклюзивы РБК, 04 окт, 07:00

Власти создадут механизм против «ложного транзита» импортных товаров

Власти готовят меры по борьбе с неуплатой НДС в рамках псевдотранзитного импорта. С 2025 года планируется запустить систему прослеживаемости товаров, которая должна обеспечить дополнительные поступления в размере 150 млрд руб.
Читать в полной версии
Фото: Чингаев Ярослав / Агентство «Москва»

Правительство готовит меры по борьбе с серыми схемами ввоза импортных товаров. Это следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2025–2027 годы, внесенному в Госдуму 30 сентября. Предполагается, что с 2025 года будет внедрена система прослеживаемости, направленная на выявление товаров, которые оформляются как транзитные, но при этом остаются в стране для внутреннего потребления.

В Федеральной таможенной службе (ФТС) перенаправили запросы РБК в Минфин. В Минфине планы подтвердили. «Вопросы сокращения теневого ввоза действительно прорабатываются. Цель этой работы — борьба с недобросовестными участниками рынка и выравнивание условий конкуренции для бизнеса, который работает «вбелую», уплачивая все импортные платежи», — сообщили РБК в пресс-службе ведомства. При этом говорить о конкретных параметрах такой системы пока преждевременно, указали там. РБК направил запрос в ФНС.

В чем суть инициативы

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, власти разработают законопроект «О внедрении национальной системы подтверждения ожидания товаров», которым будет внедрена «система подтверждения статуса товаров, проходящих транзитом через территорию Российской Федерации». Это позволит «обеспечить уплату НДС с товаров, которые оформляются в рамках транзита, однако используются для внутреннего потребления», говорится в документе.

Использование подобной схемы направлено на уклонение от уплаты ввозного НДС. При импорте товаров для внутреннего потребления НДС уплачивается по ставке 10 или 20% (в зависимости от категории товара), в то время как при международном транзите применяется ставка НДС 0%. При ввозе товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) НДС администрирует Федеральная налоговая служба (ФНС), при ввозе из других стран — таможня.

В плане деятельности ФТС на 2024–2025 годы, утвержденном Минфином, уже прописано создание Национальной системы подтверждения ожидания товаров, напоминает член генсовета, руководитель экспертного совета по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева. Согласно документу, ФТС планировала в срок до конца мая 2024 года направить в Минфин проект «дорожной карты» по «созданию механизма, позволяющего осуществлять мониторинг за перемещением товаров в рамках взаимной торговли в ЕАЭС и выявление нарушений законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, о налогах и сборах».

Как используется псевдотранзит

«Ложный транзит» сегодня действительно широко применяется, так как позволяет избежать уплаты НДС и акцизов, говорит юрист практики «Международное структурирование и санкционный комплаенс» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Ирина Щурова. Например, в рамках такой схемы товар может формально идти транзитом через Россию в одну из стран ЕАЭС, а фактически оставаться в России без уплаты налогов, поясняет эксперт. Такая схема, по ее словам, чаще всего применяется субъектами малого и среднего предпринимательства для безналогового ввоза высокомаржинальных или подакцизных товаров, например электроники, бытовой техники, алкогольной и табачной продукции, одежды и аксессуаров люксовых брендов.

Внедрение системы подтверждения ожидания товаров улучшит налоговую прослеживаемость, прогнозирует эксперт. «Она должна усложнить использование схем уклонения от налогов, так как будет отслеживать движение товаров с момента пересечения границы России до их выхода из страны или поступления в продажу», — отмечает она. Для добросовестных участников рынка это создаст более справедливые условия в части ценообразования, государственный бюджет также выиграет в связи увеличением поступлений от НДС, добавляет Щурова.

Как следует из сопроводительных документов к законопроекту о бюджете, уже в 2025 году благодаря внедрению национальной системы прослеживаемости товаров власти ожидают дополнительных поступлений от импортного НДС на товары из стран ЕАЭС в размере 150 млрд руб., в 2026 году — 162,3 млрд руб., в 2027 году — 174,7 млрд руб. Всего декларируемый импорт из стран ЕАЭС принесет бюджету в 2025 году 961,3 млрд руб. НДС, в 2026 году — почти 1,1 трлн, в 2027 году — 1,16 трлн соответственно.

Маскировка поставок из ЕС в Россию под видом транзита стала популярна с 2022 года, на стороне отправителя в ней участвовали, как правило, страны Прибалтики, а конечной точкой перевозки, вероятнее всего, выступали страны ЕАЭС, отмечает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Гнидченко. Однако после введения 11-го пакета санкций ЕС в июне 2023 года масштабы применения этой схемы заметно сократились (пакет, в частности, подразумевает возможность расширения запрета на вывоз товаров в третьи страны, через которые подпадающие под санкции товары поступают в Россию)», — указывает Гнидченко.

Псевдотранзит может использоваться для ввоза определенных товаров из ЕС и Китая, но в этом случае целью таких импортеров является не уклонение от налога, а обеспечение самого ввоза товара, допускает и Авдеева. Проблема «черных» же поставок, чтобы товар «растворялся» во время транзита, вряд ли имеет значительный масштаб, так как компания, задекларировавшая транзит, обязана задекларировать товар при вывозе из России, и «исчезнувшие» позиции ФТС должна видеть, скептична эксперт.

Председатель комитета «Опоры России» по торговле Владлен Максимов объясняет, что такая схема называется «прерванный транзит» и она особенно распространена, например, при ввозе табачных изделий.

Например, товар из Белоруссии (он там дешевле, так как акцизы и налоги ниже) отправляется в Россию, легально пересекает границу под предлогом того, что едет в третью страну. «По дороге груз вскрывается, перекладывается в другой транспорт и реализуется на территории России без акцизных марок, маркировки, налогов, в том числе НДС, нелегально», — говорит Максимов. По его словам, с этим начали бороться с помощью навигационных пломб, которые вешаются на транзитные автомобили, и если они вскрываются, контрольным органам это видно.

«Манипуляции с прерванным транзитом имеют место, это реальная совершенно история — и у Федеральной таможенной службы есть резервы, для того чтобы повышать эффективность контроля», — заключает эксперт.

Pro
«Они заблокируют дороги»: почему США запрещают автомобильное ПО из Китая
Pro
Старый троян Necro атаковал 11 млн пользователей Android. Как так вышло
Pro
Исключение иностранного партнера из российского ООО. Новые возможности
Pro
«Скам года». Почему «тапальщики хомяка» в ярости и жалуются на обман
Pro
Бедность не порог: 6 неочевидных фактов о бизнесе «из низов»
Pro
Скрытое напряжение оставляет нас без сил. Как с этим справиться
Pro
ФНС все тщательнее ищет подмену трудовых отношений. Как она выйдет на вас
Pro
Стресс-интервью для продажника: как найти того, кто принесет прибыль