Экономика, 04 ноя 2014, 19:36

Минфин предлагает увеличить лимит финансирования ряда проектов из ФНБ

«Поблажки» могут получить проекты строительства ЦКАД и Московского авиаузла
Минфин проявил неожиданную щедрость: ведомство предлагает разрешить по отдельным инфраструктурным проектам увеличить долю финансирования из ФНБ с 40 до 90%. Минэкономразвития резко против
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Министерство финансов предлагает смягчить требования к правилам софинансирования инфраструктурных проектов из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Предложения Минфина содержатся в проекте постановления правительства, которое было опубликовано 31 октября на портале regulation.gov. Сейчас за счет средств ФНБ может быть профинансировано не более 40% от общей стоимости проекта, остальное должны привлечь инвесторы. Минфин предложил разрешить для отдельных проектов увеличить эту долю до 90%. Решение по каждому такому проекту предлагается принимать отдельными постановлениями правительства.

Просите больше

Из пояснительной записки к проекту следует, что изменения могут коснуться как тех проектов, которые уже получили одобрение на софинансирование из ФНБ, так и тех, которые пока находятся в стадии обсуждения.

В качестве примера проектов, которым нужен «льготный» процент, в документе упоминается проект строительства ЦКАД. При совокупном объеме финансирования в 299,8 млрд руб. из ФНБ на этот проект запрошено 150 млрд руб. (то есть почти 50%). Если же структура финансирования будет изменена, изменятся и основные условия концессионных соглашений, а также сроки реализации строительства, предупреждает Минфин. Поручением правительства уже одобрена финансовая модель строительства подъездной дороги от автомобильной дороги М-4 «Дон» до Домодедово – этот проект предлается профинансировать за счет ФНБ на 70%. То же касается и проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского авиаузла (МАУ), в которых доля финансирования из фонда может составить до 90%, говорится в пояснительной записке. Ранее РБК сообщал, что в своей заявке на получение средств из ФНБ «Аэроэкспресс» просил предоставить ему 19,6 млрд руб. при общей стоимости проекта 24,6 млрд руб.

Решение о том, чтобы Минфин выступил с таким предложением, принималось на одном из совещаний у первого вице-премьера Игоря Шувалова, сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства (представитель аппарата Шувалова от комментариев отказался). Ряд утвержденных проектов не проходит под действующие правила, ограничивающие возможность финансирования из ФНБ 40%, объясняет собеседник РБК, правительство хочет оставить за собой возможность увеличивать этот лимит в каждом отдельном случае. Речи о том, чтобы отменить его сразу для всех проектов, не идет, сказал РБК чиновник правительства.

Кому государство может «компенсировать» санкции
Фотогалерея

40% и ни процентом больше

Против идеи Минфина неожиданно выступило Минэкономразвития, которое традиционно предлагало влить как можно больше средств ФНБ в экономику. Но сейчас министерство считает повышение доли софинансирования из ФНБ до 90% неправильным, заявил РБК замминистра экономического развития Николай Подгузов. «Это неверно с точки зрения принципов частно-государственного партнерства, – объясняет он. – Мы считаем, что нужно структурировать проекты таким образом, чтобы доля средств ФНБ в них не превышала 40%». По словам Подгузова, Минэкономразвития готово согласиться на увеличение потолка в 40% только по ЦКАД. Остальные проекты, в том числе перечисленные в пояснительной записке Минфина, необходимо дорабатывать так, чтобы лимит в 40% был сохранен, сказал он.

Письмо с позицией министерства уже направлено в Минфин, сообщил РБК представитель Минэкономразвития: «В редакции Минфина документ создаст возможность для всех проектов претендовать на финансирование за счет средств ФНБ в размере до 90% от их общей стоимости».

Перетряска фонда

Одновременно с обсуждением идеи об изменении лимита финансирования из ФНБ отдельных проектов может быть подрят вопрос и о повышении планки общего объема трат средств фонда. Сейчас на инфраструктурные проекты разрешается потратить до 40% тех денег, которые были в ФНБ на 1 января 2014 года (то есть не более 1,16 трлн руб.). Еще 290 млрд руб. можно потратить из ФНБ по так называемой квоте Росатома и РФПИ. Но эти лимитиы, скорее всего, придется пересматривать, говорил не так давно РБК источник в правительстве. После развития украинского кризиса и санкций в отношении российских компаний очередь претендентов на средства ФНБ сильно увеличилась, объяснял он. Предложения пересмотреть верхнюю планку расходования средств фонда ранее поступали от экономического блока правительства.

Подгузов по этому поводу говорит, что пока неясно даже, сколько всего денег потребуется из ФНБ: «Решения о выделении средств по всем проектам не приняты». Резко против увеличения общих затртат из ФНБ вседа был Минфин. В октябре в интервью РБК глава ведомства Антон Силуанов повторил, что его принципиальная позиция заключается в том, что увеличивать предельный объем средств, которые можно потратить из фонда на инфраструктурные проекты, нельзя.

Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают