Экономика, 04 дек, 00:52

Эксперты увидели риск для рынка нефти из-за перехода Китая на электрокары

Темпы перехода на электромобили в Китае могут привести к падению спроса Пекина на сырую нефть. Поскольку страна является крупнейшим мировым покупателем топлива, это скажется на общем росте рынка, считают аналитики
Читать в полной версии
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК

Скорость перехода на электромобили в Китае «ошеломила» производителей нефти и инвесторов, пишет Reuters. В июле продажи электромобилей и гибридов в Китае впервые превысили продажи машин с двигателями внутреннего сгорания, что снизило необходимость импорта сырой нефти для нефтеперерабатывающих заводов для производства бензина. 

«Бензин и дизельное топливо перестали продаваться, поскольку производство электромобилей растет удивительно быстрыми темпами, а СПГ все больше заменяется. <...> Мы делаем больше в нефтехимической отрасли, учитывая растущий спрос, но, поскольку все спешат, эта перспектива также не выглядит хорошей», — сообщил агентству трейдер независимого китайского нефтеперерабатывающего завода.

Согласно обзору World Energy, на долю Китая приходится 41% ежегодного роста мирового потребления нефти (в среднем 1,1 млн барр. в сутки за последние 30 лет), что делает его крупнейшим покупателем топлива в мире. Однако, по прогнозу консалтинговой компании FGE, в следующем году импорт сырой нефти Пекином может достичь пика и составить 11,2 млн барр. в сутки, что соответствует рекорду 2023 года.

Аналитик спроса в Международном энергетическом агентстве (МЭА) Кьяран Хили рассказал, что спрос на транспортное топливо начал снижаться в этом году. С этим согласился китайский исследователь нефти. По словам Хили, падение спроса произошло примерно на два года раньше, чем прогнозировало МЭА в июне (2025–2027).

В результате спрос на сырую нефть в Китае может поддерживаться за счет растущего сектора нефтехимии и спроса на авиатопливо, однако этого недостаточно. «Другие страны немного сокращают отставание, но поступающие данные таковы, что они не компенсируют замедление, которое мы наблюдаем в Китае. <...> Если Китай не будет расти своими историческими темпами, то очень маловероятно, что мир будет расти своими историческими темпами», — сказал главный стратег по сырьевым товарам Morgan Stanley Мартин Ратс.

Несмотря на то что импорт сырой нефти в Китай, как ожидается, увеличится в ноябре, за первые десять месяцев этого года он сократился на 3,4% в годовом исчислении, что является редким и резким снижением, превзойденным только вызванным пандемией падением на 7,2% за тот же период в 2021 году, отмечает Reuters. Это сказалось на ценах на сырую нефть — большую часть года они варьировали в диапазоне $70–80 за баррель. Кроме того, пишет агентство, это «сорвало планы ОПЕК» по увеличению объема поставок.

Датский Saxo Bank в своем ежегодном «шокирующем прогнозе» для мировой экономики также заявил, что, если другие страны последуют примеру Китая в переходе на электромобили, это приведет к резкому падению цен на нефть. Аналитики банка отметили, что члены ОПЕК, обеспечивающие основные поставки нефти, уже начали пересматривать квоты на добычу, чтобы поддерживать стоимость топлива на достаточном уровне.

Pro
Как монетизировать приложение: четыре популярные стратегии и одна модная
Pro
Где работать продакту, чтобы получать ₽300 тыс.: корпорация или стартап
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Все завалены и измотаны: каково работать в Miro — в 5 пунктах
Pro
Цепочки разорваны, сроки нарушены: наводим порядок в поставках
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как западные бренды симулируют уход из России