Продуктовый ритейл находится в наиболее устойчивом положении
Рынок розничной торговли, как и другие секторы экономики, оказался в затруднительном положении в силу как спада мировой экономики в целом, так и снижения потребительского спроса в отдельно взятой стране. В докризисный период рынок ритейла развивался в России значительными темпами, в основном благодаря активному участию крупных зарубежных игроков. Аналитики ИК "Тройка Диалог" приводят мнение главного исполнительного директора X5 Retail Group Льва Хасиса, который отмечает, что зарубежные игроки первыми внедрили формат гипермаркетов в России, используя свой опыт ведения бизнеса, особенно в непродовольственном секторе, а также менеджерские ноу-хау. "За последние пять лет российские операторы розничной торговли заметно укрепились и стали сильнее, чем когда-либо. У них развитые собственные системы логистики, они умеют договариваться с местными поставщиками и располагают средствами для дальнейшего расширения бизнеса. Сегодня российские сетевые гипермаркеты знают своего покупателя, научились работать с местной спецификой и набрались опыта в бизнесе, поэтому они, вероятно, вполне могут составить конкуренцию международным компаниям", - полагает Л.Хасис. На фоне ухудшающейся макроэкономической ситуации вопрос о перспективах развития ритейла особо актуален. Эксперты отмечают, что 2009г. будет для компаний непростым, и им придется обратить особое внимание на эффективность своего бизнеса в меняющихся условиях. По данным Росстата, в России за последние 12 месяцев (по декабрь 2008г.) реальные располагаемые доходы населения упали на 11,6%; промышленное производство сократилось на 10.3%, в том числе в обрабатывающем секторе на 13,2%; безработица выросла с 6,1% до 7,7%. Сокращение доходов населения привело, прежде всего, к переключению потребительского спроса с более дорогих на бюджетные виды товаров. Как отмечает ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Екатерина Лощакова, данные обстоятельства, в свою очередь, могут вызвать деформацию оптимальной стратегии производства отечественных предприятий. Если в докризисное время последние могли стабильно получать дополнительный доход за счет повышения доли высоко маржинальной продукции в продажах, то сейчас сегмент товаров высокой ценовой категории отойдет на второй план. Девальвация рубля повлекла за собой удорожание импорта для населения. "Если учесть тот факт, что доля импорта продовольственных товаров в России составляет более 30% при пороге безопасности на уровне 20%, то можно отметить, что данное явление вызвало заметный удар по карману населения", - подчеркивает эксперт. Под влиянием ослабления национальной валюты покупатели начали по возможности замещать потребление зарубежных товаров отечественными. Вместе с тем, продолжает аналитик, рост спроса на продукцию, произведенную внутри страны, может в дальнейшем вызвать новые витки инфляции. Если основной составляющей товарной матрицы продуктовых розничных сетей является продукция отечественных производителей, то непродовольственные сети (бытовая техника, электроника) в основном торгуют импортными товарами. В связи с этим, полагает Е.Лощакова, девальвация нанесет значительно больший урон именно последним. Если наиболее устойчивые продуктовые сети могут использовать ресурсы государственной поддержки, для непродуктовых ритейлеров доступ к госпомощи закрыт в связи со спецификой деятельности, которую сложно назвать стратегически либо социально важной для страны. В результате, резюмирует эксперт, в наиболее устойчивом положении сейчас находятся компании, работающие в продуктовом ритейле, причем преимущественно развивающие форматы дискаунтеров и гипермаркетов (данные форматы отличаются невысоким уровнем цен и особенно привлекательны для населения в кризисных условиях). Важным критерием устойчивости является умеренная долговая нагрузка. Одними из наиболее надежных компаний на российском рынке ритейла аналитик считает "Магнит" и X5 Group. Заместитель начальника аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексей Павлов отмечает, что даже в условиях кризиса спрос на продовольственные товары в целом останется достаточно стабильным из-за его низкой эластичности. "Можно вспомнить вторую половину 2007г., когда резкий рост цен на молочную продукцию не привел к снижению ее потребления. Поэтому компании данного сектора с умеренным уровнем долга способны пережить ближайшие год-два с наименьшими потерями", - полагает эксперт. Эффект от девальвации для отрасли, по мнению А.Павлова, будет скорее нейтральным или даже позитивным. С одной стороны, обесценение рубля негативно скажется на производителях, имеющих расходы, номинированные в валюте. Например, около 20% сырья отечественные производители молочной продукции импортируют. А у российских мясоперерабатывающих комбинатов доля импортного мяса может превышать 50%, напоминает эксперт. Но с другой стороны, добавляет он, девальвация рубля ведет к росту цен на импортные товары, которые, по различным оценкам, занимают 25-30% российского продуктового рынка. Учитывая ограниченные мощности отечественных производителей, замещение импорта будет несущественным, а вот рост цен на российскую продукцию сопоставимым. Это позволит производителям как минимум удержать маржу на приемлемом уровне, полагает А.Павлов. В то же время высокая долговая нагрузка и недоступность кредитных ресурсов в условиях кризиса могли сыграть злую шутку с отечественным ритейлом. Однако после того, как правительство РФ пообещало крупнейшим сетям господдержку, риски для их бизнеса существенно снизились. Под ударом, по мнению эксперта, по-прежнему остаются малые и средние торговцы. "А вот крупный ритейл, способный генерировать стабильный денежный поток, может удачно воспользоваться сложившейся ситуацией, приобретая по дешевке привлекательные торговые площади и менее удачливых конкурентов. Так, по последним данным, X5 уже приценивается к "Копейке", - говорит А.Павлов. Эксперт полагает, что снижение потребительского спроса ударит в первую очередь по непродовольственным товарам, а также продовольственным товарам среднего и верхнего ценовых сегментов. Поэтому самым стабильным в период кризиса будет бизнес дискаунтеров и гипермаркетов, а вот поток населения в супермаркеты существенно снизится. Ставку на развитие дискаунтеров делают "Дикси" и "Магнит", в то время как "Седьмой континент" в основном представлен в сегменте дорогих супермаркетов, поэтому серьезно пострадает из-за падения спроса, считает эксперт. Хуже, по его мнению, придется лишь продавцам бытовой техники и электроники ("МВидео", "Техносила" и пр.), оборот которых по итогам 2009г. может упасть на четверть. "Девальвация не сможет повредить торговле. Свою маржу продавцы возьмут с любой цены. А вот с точки зрения инвестиционной привлекательности удешевление рубля негативно для компаний потребительского сектора", - отмечает А.Павлов. Дело в том, что денежные потоки у них рублевые, поэтому финансовые показатели в долларовом эквиваленте будут снижаться. По итогам 2009г. выручка и прибыль, номинированные в валюте, снизятся у большинства компаний сектора. Исключением, по мнению А.Павлова, станут лишь крупные торговые сети ("Магнит" и Х5), которые смогут удержать основные показатели на уровне 2008г. за счет экспансии. Аналитики "Собинбанка" подчеркивают, что сетевой ритейл (вместе с автодилерами) сегодня испытывает наибольшие трудности с погашением своей задолженности. Продуктовый ритейл находится в более устойчивом положении, поскольку кредитуется через государственные банки. "Правда, следует отметить, что государственные финансовые институты напрямую не заинтересованы в таком бизнесе и действуют скорее по пожеланию правительства, то есть выполняют социальную функцию. Выделяемые ими средства должны быть направлены на пополнение оборотного капитала и рефинансирование других кредитов (в том числе перед нерезидентами), но не на расширение бизнеса", - говорят они. Quote.rbc.ru