Эксперты предупредили о новом падении автомобильного рынка в России
В этом году рост цен на автомобили по сравнению с предыдущим может превысить уровень инфляции. Об этом заявил председатель правления автодилерской группы «Авилон» Андрей Павлович, чьи слова РБК передала пресс-служба группы.
Подобный риск, отметил Павлович, в частности, связан с новостями об увеличении утилизационного сбора. «В итоге есть шанс получить больший прирост в ценах, чем в предыдущие годы», — отметил глава. По данным «Авилона», в 2019 году цены на машины выросли в диапазоне от 2 до 6%. По итогам 2020 года согласно прогнозу группы авторынок может упасть на 10%.
Директор по развитию группы «Рольф» Владимир Мирошников пояснил РБК, что ключевым фактором подорожания автомобилей в 2020 году стало повышение ставок утильсбора. Цены также выросли на фоне повышения НДС с 18 до 20%, а также инфляции и колебаний курса. По его словам, эти факторы повлияли как на импортные автомобили, так и на те, производство которых локализовано. «Кроме того, на длинном временном отрезке можно проследить, как со сменой поколений цены на автомобили модельного ряда каждого автопроизводителя повышаются. Новые модели становятся не только технологичнее, но и дороже», — уточнил Мирошников.
Он отметил, что цены продолжат расти. «В то же время аудитория потенциальных покупателей, которые могут себе позволить приобретение нового автомобиля, сужается, то есть фактически автомобили становятся менее доступными. Программы поддержки рынка также сокращаются. Так, программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» по-прежнему распространяются на машины ценой до 1 млн руб., но из-за строгих требований к локализации производства реальный спектр моделей — участников программы дополнительно сократился и теперь включает лишь несколько моделей иностранных брендов», — заключил Мирошников.
Представители АвтоВАЗа и Hyundai отказались от комментариев РБК.
«Коммерсантъ» со ссылкой на эксперта «Автостата» Сергея Удалова пишет, что уже в январе этого года цены на автомобили в среднем выросли на 2–3%. По его словам, предсказать, будут ли они расти дальше, и динамику спроса пока нельзя из-за распространения коронавируса и экономической ситуации. Газета отмечает, что в этом году утильсбор повлияет и на цены локальных производителей из-за новых правил его компенсации, которые теперь привязаны к уровню локализации. По прогнозам «Автостата», по итогам 2020 года падение рынка будет на уровне 5–10%.
В 2019 году согласно данным «Коммерсанта» автомобили в среднем подорожали на 9%. Стоимость российских легковых автомобилей, по разным данным, выросла на 8,2–8,6%, импортных — на 9–9,4%. Рост цен, как пишет газета, затронул все сегменты автопрома. Кроме колебаний курса, опрошенные «Коммерсантом» эксперты объясняют такую ситуацию льготами на ввоз компонентов. Соглашения о промсборке начали истекать в 2018 году, в 2019-м они перестали действовать для крупнейших автопроизводителей — Renault-Nissan, АвтоВАЗ, Объединенной автомобильной группы, а также КамАЗ-Daimler.
Эксперты уже предупреждали о том, что повышение ставки утильсбора приведет к росту цен на машины. Дилеры утверждали, что ситуация повлияет не только на отрасль, но и на экономику. По их словам, продажи некоторых брендов станут нерентабельными, из-за этого могут закрыться около 200–300 дилерских центров, что приведет к увольнению 20 тыс. сотрудников и сокращению выплат налогов.
В ноябре 2019 года занимавший пост премьера Дмитрий Медведев подписал указ об индексации ставок утильсбора с 1 января этого года. Таким образом, для машин с двигателем до 1 л ставка выросла на 46,1%, для автомобилей с двигателем до 3,5 л — на 145%. Согласно указу утильсбор для машин с двигателем от 1 до 2 л увеличится на 112%. Ставка для грузовых автомобилей (массой от 12 до 20 т) выросла на 18,6%.