Экономика, 05 мая 2008, 08:13

Авиаперевозчики потребовали обуздать рост цен на топливо

Российские авиаперевозчики обвинили нефтяные компании в росте цен на авиакеросин и попросили государство вмешаться. Они предлагают в качестве первого шага "централизовать реализацию авиатоплива государственными нефтяными компаниями", что должно обеспечить прозрачное ценообразование, опирающееся на баланс спроса и предложения.
Читать в полной версии

Российские авиаперевозчики обвинили нефтяные компании в росте цен на авиакеросин и попросили государство вмешаться. Они предлагают в качестве первого шага "централизовать реализацию авиатоплива государственными нефтяными компаниями", что должно обеспечить прозрачное ценообразование, опирающееся на баланс спроса и предложения.

Об этом говорится в письме авиаперевозчиков премьер-министру РФ Виктору Зубкову. Документ, написанный президентом фонда "Партнер гражданской авиации" Олегом Смирновым, подписали представители крупнейших авиакомпаний, в том числе "Трансаэро", S7 и "КД Авиа". В понедельник послание должно быть передано премьеру, сообщает "Коммерсантъ".

Основное недовольство авиакомпаний вызвано очередным повышением цен на авиатопливо с 1 мая с.г. "Объявленный нефтяниками уровень майских цен, превышающий текущий уровень на 10-15%, а также планы дальнейшего повышения цен окончательно подорвут экономическую базу авиакомпаний России",- говорится в письме.

Как отмечается в документе, скачки цен на авиатопливо происходят, когда авиакомпании уже сверстали предложения и заключили договоры с туроператорами по программам перевозок в сезон отпусков.

Авторы письма хотят предложить государству обязать принадлежащие ему нефтяные компании ("Роснефть" и "Газпром нефть") продавать авиакеросин на биржевой площадке. Как только оптовая торговля авиатопливом станет "обезличенной, а не адресной", цены пойдут вниз, и частным НК также придется их понижать, подчеркивает один из инициаторов письма, гендиректор ТД "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский. По его мнению, апелляции российских нефтяных гигантов к тому, что цены растут в силу мировой конъюнктуры, искусственны. Он объясняет это отсутствием дефицита авиатоплива в России.

Нефтяные компании не согласны с обвинениями авиаперевозчиков в непрозрачности ценообразования и монополизации рынка. В "Роснефти" отмечают, что компания продает производимое авиатопливо на тендерной основе, что является рыночным и прозрачным механизмом ценообразования. Источник в компании также отметил, что "Роснефть" не владеет топливозаправочными компаниями в крупных авиаузлах и не может влиять на цены, по которым авиатопливо продается в аэропортах.

В "Газпром нефти", владеющей 50% ТЗК "Пулково", говорят, что продают топливо по прямым контрактам с авиакомпаниями, что обеспечивает прозрачность ценообразования. "Нам не кажется, что продажа керосина на бирже будет способствовать снижению цен",- отмечают в "Газпром нефти", а рост цен в компании объясняют рыночными факторами, прежде всего ростом мировых цен на нефть.

По данным ЦДУ ТЭКа, "Роснефть" и "Газпром нефть" занимают соответственно второе и третье место по производству авиатоплива в России после ЛУКОЙЛа. Кроме того, в небольших объемах авиатопливо производит сам Газпром. В совокупности госкомпании производят 3,36 млн тонн авиакеросина, что составляет 37,3% от всего производства по России.

Pro
Точность до 90%: как ИИ устанавливает цены на квартиры в новостройках
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Запустить контрактное производство в Китае. Какие риски вас ждут
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником