Экономика, 05 мая 2014, 03:33

ГАЗ нарушил ковенанты: его долгосрочная задолженность выросла до 56 млрд руб.

Группа ГАЗ Олега Дерипаски признала, что нарушила ковенанты по кредитам, оформленным через фирму Scutellaria. За эту компанию группа еще в 2011г. поручилась частью своего имущества. Но потерять его компании не грозит, уверяет ГАЗ.
Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

ГАЗ нарушил ковенанты по кредитам "ВТБ Капитала" и Сбербанка, выданным кипрской компании Scutellaria Trading Limited, сообщила группа в отчетности по МСФО за 2013г., которая была опубликована в среду, 30 апреля. По словам представителя группы ГАЗ, Scutellaria Trading не связана со структурами самой группы ГАЗ, материнским холдингом "Русские машины" или "Базовым элементом" Дерипаски.

В первый раз Scutellaria встречается в отчетности ГАЗа в 2011г. Тогда группа отчиталась, что погасила синдицированный кредит на 35 млрд руб. Рассчитаться с банками ГАЗ смог за счет займа на ту же сумму, который ему предоставила Scutellaria. В отчетности говорилось, что данный кредит предоставлялся до 2018г. и был организован "ВТБ Капиталом". Платить проценты по кредиту через Scutellaria должна была сама группа ГАЗ, она же предоставила "ВТБ Капиталу" залог и гарантию на 35,1 млрд руб. В конце 2013г. группа уточнила, что залогом стали недвижимость и оборудование трех "дочек" - автозавода ГАЗ, "Ликинского автобуса" и автозавода "Урал" на общую сумму 1,4 млрд руб.

Позже Сбербанк выкупил у ВТБ часть этого кредита, речь может идти более чем о 5%, сообщил РБК источник, близкий к сделке.

Кредит был оформлен через Scutellaria по требованию ВТБ, отметил представитель группы ГАЗ, не объяснив причины. В ВТБ и Сбербанке не смогли предоставить комментарий в воскресенье. Кредит для ГАЗа в 2011г. одобрял лично Владимир Путин. "В праздники принято приносить подарки, и мы сегодня с Дмитрием Анатольевичем (Медведевым. - Примеч. РБК) пришли с подарком", - заявил Путин в мае 2011г., выступая перед трудовым коллективом завода.

Гарантии, которые выдал ГАЗ, содержали целый ряд ограничений. В отчетности говорится, что группа, в частности, не должна была превышать определенное соотношение долга к EBITDA, а также оговоренный в кредитном соглашении размер претензий со стороны налоговых органов, не могла принимать решение о реорганизации. Также были предусмотрены ограничения по выплате дивидендов, выпуску акций, выдаче займов или гарантий, залогу активов в пользу третьих лиц. По состоянию на 31 декабря 2013г. ковенанты были нарушены, какие именно — в отчетности не уточняется.

Руководство ГАЗа ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации, утверждается в отчете: один из кредиторов не собирается предъявлять требование о досрочном погашении, а другой — не против пересмотреть условия кредита. В марте ГАЗ уже заплатил первый транш по погашению основного долга в 1,75 млрд руб., сообщили в группе. Нарушений по обслуживанию долга нет, заявил представитель ГАЗа.

Общая формулировка ковенанты не требует непременного возвращения кредита от должника, кредитор лишь получает большие полномочия, а пользоваться ими или нет — это остается на его усмотрение, объяснила РБК юрист компании "Налоговик" Марина Емельянцева. Судя по тому, что менеджмент заемщика провел переговоры "по вейверу" (письменному согласию об отказе от немедленного досрочного погашения кредита), отклонение от заданных банками финансовых критериев не было критичным, предполагает Емельянцева.

Из-за срыва ковенантов долгосрочная часть займов и кредитов группы ГАЗ была классифицирована как краткосрочная задолженность, говорится в отчете. В итоге долгосрочный долг ГАЗа снизился на 31 декабря 2013г. почти в десять раз — с 45,7 млрд до 4,3 млрд руб., а краткосрочный вырос с 3,3 млрд до 56,3 млрд руб. Денежные средства компании и их эквиваленты на конец года составляли чуть меньше 4 млрд руб.

Денис Ильюшенков

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Защита от «воров»: как не вырастить кадры для конкурентов
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Товар из Китая задерживается: 4 способа упростить доставку грузов
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины