Трансфертное ценообразование ужесточат не ранее II половины 2005г.
Напомним, что соответствующий законопроект был разработан Минфином еще в 2000г., в настоящее время над его уточнением работает группа финансового ведомства. В 2000г. данный законопроект уже был одобрен Госдумой в первом чтении. Таким образом, в конце 2004г. в Госдуму планируется внести поправки к законопроекту ко второму чтению.
Замминистра отметил, что Минфин намерен расширить круг компаний, признаваемых взаимозависимыми, в частности, за счет "сестринских" компаний (по формальным признакам они в настоящее время не являются взаимозависимыми), компаний, заключивших договор о совместной деятельности, компаний, управляемых одними и теми же лицами и принадлежащих одним и тем же акционерам. Определенные в действующем законодательстве признаки взаимозависимости недостаточны, "их нужно расширять, в частности по этим позициям, однако это не исчерпывающий перечень", пояснил С.Шаталов. Сам факт признания взаимозависимости никаких правовых последствий не влечет, кроме того, что сделки между такими компаниями могут рассматриваться "более внимательно налоговыми органами", добавил замминистра. В связи с этим он сообщил, что Минфин считает целесообразным сузить диапазон между фактической и рыночной ценой, при превышении которого сделки подпадают под более тщательный контроль налоговых органов. В настоящее время налоговики должны обращать особое внимание на сделки, если они заключаются между взаимозависимыми компаниями и цена на товар отличается от рыночной более чем на 20%, заключил С.Шаталов.
Стоит отметить, что ужесточить правила трансфертного ценообразования планируется для того, чтобы помешать компаниям, в первую очередь нефтяным, оптимизировать свои налоги. Правительство заинтересовано в том, чтобы самому диктовать цены на рынке. Однако, существенный недостаток, который может вызвать принятие данного закона - увеличение инфляции.
Ужесточить контроль за трансфертным ценообразованием планируется, в частности, и в связи с распространенной ситуацией, когда при консолидации "дочек" с материнской компанией, их активы переводятся на нее, а долги остаются на дочерних компаниях. Все это приводит к убыткам миноритарных акционеров.
С.Шаталов уже заявлял о том, что потери бюджета от трансфертного ценообразования исчисляются миллиардами долларов в год. Напомним, решение об ужесточении контроля было принято в январе этого года, когда министерство финансов заявило о том, что представит в правительство список мер по решению этой проблемы. В частности, планировалось определить, должен ли существовать 20-процентный коридор допустимого колебания цены в том виде, в котором он действует сейчас, так как 20% - это достаточно серьезный доход по многим сделкам.
Также Минфин заявляет о существовании у налоговых органов проблем при определении рыночной стоимости сделаки. По словам С.Шаталова, существующих мер недостаточно, и они прописаны в законодательстве настолько невнятно, что налоговым органам трудно их использовать.
Также необходимость решения проблемы трансфертного ценообразования обусловлена тем, что правительство одобрительно отнеслось к введению особых экономических зон. Без контроля над трансфертным ценообразованием формирование ОЭЗ может привести к дополнительным потерям бюджета.