"Мебельное дело": следователь СК МВД П.Зайцев оправдан
Суд счел, что обвинение Генеральной прокуратуры в превышении Павлом Зайцевым должностных обязанностей не было подтверждено в ходе судебного разбирательства. Суд пришел к выводу, что следователь вынес постановление о проведении 12 обысков и задержании двух подозреваемых в рамках расследуемого им дела в соответствии с законом на основании результатов оперативных материалов, свидетельствующих о возможности уничтожения документов, важных для следствия, а также на основании того, что подозреваемые скрывались от следствия, не являясь на допросы.
Суд также обнаружил, что уголовное дело о контрабанде было передано из следственного комитета МВД в Генпрокуратуру в ноябре 2000 года с нарушениями: в неподшитом виде и без описи документов. Кроме того, суд не установил личной заинтересованности Павла Зайцева в проведении обысков и задержаний.
Как уже сообщалось, Генпрокуратура возбудила уголовное дело против Павла Зайцева 20 декабря 2000 года на основании заявлений граждан о проведении следователем в рамках дела о контрабанде мебели незаконных обысков и задержаний гражданских лиц. Судебный процесс по данному делу начался 28 июня этого года. В ходе процесса большинство свидетелей давали показания о том, что следователь действовал в рамках закона. Тем не менее, государственный обвинитель Сергей Гребенюченко просил суд признать Павла Зайцева виновным в превышении должностных обязанностей и назначить ему наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 5 лет и лишить его права занимать должности в правоохранительных органах. В свою очередь, Павел Зайцев и его адвокаты заявляли о невиновности и просили суд вынести оправдательный приговор, что и было сегодня сделано.
Генпрокуратура РФ намерена обжаловать оправдательный приговор. Как заявил после оглашения приговора Сергей Гребенюченко, "с таким решением Генпрокуратура не может согласиться". Обвинитель считает, что суд с учетом имеющихся в деле материалов "сделал неверные выводы". Представитель Генпрокуратуры подчеркнул также, что в рассмотрении данного дела отсутствовала "политическая составляющая".
Напомним, что "мебельное дело" – одно из самых громких событий последнего времени. В 2000 году следственное управление Главного управления внутренних дел Московской области возбудило уголовное дело о контрабанде импортной мебели в Россию через подставную фирму "Лига Марс". МВД РФ и ГТК РФ создали межведомственную следственно-оперативную группу по расследованию дела, позже передали дело следователю по особо важным делам Генпрокуратуры. Однако в Генпрокуратуре были склонны доверять не сотрудникам Государственного таможенного комитета, а руководителю "Гранда" и "Трех китов" Сергею Зуеву. Следователь Генпрокуратуры вынес постановление о прекращении производства по этому делу "за отсутствием состава преступления". При этом Генпрокуратура возбудила уголовное дело уже в отношении следователя СК МВД РФ Павла Зайцева, расследовавшего ранее дело о контрабанде, обвинив его в производстве обысков и задержаний с нарушением установленного законом порядка, а также привлекла к уголовной ответственности принимавших участие в расследовании Марата Файзулина (первый заместитель начальника управления таможенных расследований и дознания ГТК РФ) и Александра Волкова (начальник управления таможенной инспекции ГТК РФ). Вышеназванные лица якобы без всяких на то законных оснований требовали от руководства "Трех китов" и "Гранда" погасить "несуществующую задолженность по таможенным платежам", что привело к причинению ущерба на сумму 2,5 млн долларов. Между тем, как утверждал Марат Файзулин, с каждой ввезенной в Россию фуры с мебелью государство недополучало около 10 тысяч долларов. Таможенники говорили об уже выявленном ущербе на сумму 8 млн долларов, хотя, по их мнению, вообще речь следовало вести о сотнях миллионов долларов.
Существует еще и неофициальная версия причины "мебельного скандала". Согласно ей, к бизнесу "Гранда" и "Трех китов" имеют отношению родственники заместителя директора ФСБ Юрия Заостровцева. В соответствии с этой версией, после того как успехами мебельных компаний заинтересовались в ГТК, Генпрокуратура под влиянием неких сил завела дело на самих таможенников.