"Транснефть" усыпит проект Бургас-Александруполис до лучших времен
Уже в октябре-ноябре проект будет заморожен до лучших времен, сообщил вице-президент российской компании Михаил Барков. На реализацию проекта можно будет надеяться, лишь когда в Болгарии, которая тормозит процесс строительства, сменится руководство.
Пока же Россия начала разрабатывать альтернативные проекты. В частности, рассматривался вариант участия "Транснефти" и "Роснефти" в проекте Самсун - Джейхан, который предназначен для транспортировки нефти по суше в обход черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Однако, по словам М.Баркова, переговоры по этому трубопроводу тоже заморожены, так как "Транснефть" считает его экономически невыгодным, хотя с экологической точки зрения более безопасным.
Впрочем, опрошенные изданием эксперты указывают на то, что проект Бургас - Александруполис предполагает диверсификацию маршрутов и снижает зависимость от Турции. Последняя активно наращивает свое влияние на нефтегазовом рынке Европы, замыкая транспортные нефтяные и газовые маршруты. В этом отношении альтернативный проект Самсун - Джейхан, напротив, усиливает зависимость от Турции, говорит ведущий эксперт ООО "Инжиниринговая компания "2К" Сергей Воскресенский.
Строительство 282-километрового трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис должно было обеспечить поставки российской нефти в греческий порт Александруполис через территорию Болгарии, минуя турецкий Босфор.
Прежнее правительство Болгарии, заключившее в начале 2008г. соглашение с Россией о сооружении трансбалканского нефтепровода, утверждало, что проект ориентировочной стоимостью 1 млрд евро представляет для Болгарии стратегическую важность и позволит создать в стране ключевой энергетический узел Европы. Однако нынешний кабинет министров во главе с Б.Борисовым считает, что проект недостаточно выгоден, поскольку на долю Болгарии будут приходиться лишь транзитные платежи от транспортировки российской нефти.