Эксперты зафиксировали семикратный разрыв в доходах регионов России
Бюджетные доходы российских регионов по итогам первого полугодия 2016 года увеличились на 3% (с поправкой на инфляцию — снизились на 5%). Но за общей цифрой скрывается высокая дифференциация регионов: у 20% самых богатых регионов доходы выросли на 1,7%, а у 20% самых бедных — практически не изменились (рост всего на 0,3%), говорится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Неравенство в доходах между богатыми и бедными регионами «вновь усугубилось», а с 2012 года разрыв увеличился на 10%, пишут аналитики агентства.
Для расчета дифференциации между доходами самых богатых и самых бедных регионов АКРА использовало показатель бюджетных доходов на душу населения (по данным неконсолидированных бюджетов регионов). Агентство приходит к выводу, что 20% самых богатых регионов имеют относительный уровень собственных доходов в 6,8 раза более высокий, чем 20% самых бедных. Собственные доходы — это налоговые и неналоговые поступления, они не включают безвозмездные поступления из федерального бюджета.
Неравенство регионов растет из-за сокращающихся возможностей федерального центра — доля трансфертов из федерального бюджета неуклонно снижается, указывают авторы обзора. За счет помощи из федерального бюджета разрыв регионов в собственных доходах удается сократить до 4,2 раза (см. таблицу и график), но сокращение трансфертов ведет к росту дифференциации. По расчетам агентства, по итогам первого полугодия 2016 года объем трансфертов регионам упал на 12%, а их доля в доходах бюджетов снизилась до 17% по сравнению с 20% в первом полугодии 2015 года.
В прошлом году на увеличение разрыва между доходами регионов повлияла и девальвация рубля, благодаря которой выросли доходы регионов с высокой долей «экспортно ориентированных» налогоплательщиков (Сахалинская область, ХМАО, Красноярский край).
Выравнивающий эффект федеральных трансфертов «всегда был относительно умеренным», поскольку дотации на выравнивание составляют всего около трети всех межбюджетных перечислений регионам: остальное — это субвенции и субсидии, при распределении которых бюджетная обеспеченность субъектов учитывается не всегда, поясняет заместитель директора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов. «Треть бюджетных доходов — существенный объем, способный сильно повлиять на динамику совокупных доходов», — считает старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.
Сокращаются и дотации, и налоговые поступления
В следующем году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Минфин планировал оставить на уровне текущего года, говорила в июле директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина. Но при этом она предупреждала, что все межбюджетные трансферты сокращаются на 15,5%, «в первую очередь это касается субсидий» (цитата по «Интерфаксу»). В частности, дотации на реализацию «майских указов» президента по повышению заработной платы бюджетникам снижаются на 5%, с 30 млрд руб. в 2016 году, трансферты на дорожную деятельность от уровня текущего года планировалось сократить почти в два раза, уточняла она. «Сейчас продолжается работа над проектом федерального бюджета, поэтому преждевременно говорить о конкретных цифрах», — сказал РБК представитель Минфина.
«Если относительный уровень трансфертов будет сохранен, то увеличение разрыва может быть приостановлено при условии замедления темпов роста расходов. То есть четырехкратный разрыв по совокупным доходам на душу населения как минимум сохранится», — полагает Елена Анисимова.
В 2016 году у региональных бюджетов, по сути, осталось два собственных источника роста — НДФЛ и акцизы, говорится в исследовании. Ключевые источники доходов регионов — это налог на прибыль и НДФЛ, а также федеральные трансферты. Но если у более бедных регионов доходы зависят от динамики трансфертов, то у более богатых — от динамики именно налоговых доходов, добавляет Вартапетов из S&P.
На рост налоговых доходов, который мог бы улучшить ситуацию, регионам вряд ли стоит рассчитывать: на сборы НДФЛ «давит» рост неформальной занятости (в целом в структуре налоговых доходов на этот налог приходится почти треть). А с учетом того что дополнительные возможности эффекта девальвации и импортозамещения были использованы в 2015 году, источники роста сборов налога на прибыль (37% в структуре налоговых доходов) в текущем году уже исчерпаны. Рост сборов акцизов вызван номинальным ростом ставок, говорится в исследовании АКРА (см. таблицу).
В целом при условии неизменности налоговой политики доля трансфертов в доходах бюджетов будет снижаться на 1% в год, что будет обусловливать рост неравенства и в дальнейшем, прогнозируют аналитики АКРА.
Дефицит неизбежен
«Увеличение разрыва приведет к необходимости поиска адресных решений для части регионов и, возможно, пересмотру принципов формирования трансфертов», — рассуждает Анисимова.
Совокупные расходы регионов растут быстрее, чем доходы, говорится в исследовании, при этом «прирост трат по статьям неравномерен; к примеру, российские регионы потратили на образование почти столько, сколько и годом ранее, а на национальную экономику — на 12% больше (в первом полугодии)». Пока, судя по статистике Федерального казначейства, объем доходов консолидированных бюджетов регионов в целом превышает объем расходов. Но АКРА полагает, что растущая разница между темпами роста доходов и уровнем долговой нагрузки неминуемо приведет к возникновению дефицита по итогам текущего года.
По данным Минфина на 1 августа 2016 года, доля коммерческого долга в общем долге регионов составляет 49%. В начале года эта доля составляла 60% — регионы имеют возможность замещать часть коммерческого долга бюджетными кредитами. Но АКРА ожидает, что в 2017 году возможности по замещению долга ограничатся, и регионы будут вынуждены опять начать наращивать коммерческий долг.
Из-за стагнации доходной части и сильного давления на расходную часть дефицит бюджетов регионов увеличится. А в условиях ограниченных возможностей оптимизации расходов регионам придется выходить на финансовые рынки: брать банковские кредиты и размещать облигации, соглашается Вартапетов. «Объем размещенных облигаций, по нашим прогнозам, будет не меньше, чем в прошлом году (около 100 млрд руб.)», — прогнозирует он. АКРА ожидает, что объем размещений останется на уровне 2015 года.