Экономика, 06 мая 2005, 19:18

IPO группы "ОСТ" станет первым на рынке напитков РФ

Группа "ОСТ", позиционирующаяся на рынках напитков (крепкого алкоголя, слабоалкогольных и безалкогольных), намерена разместить до 25% своих акций в виде IPO осенью 2007г. Об этом журналистам сообщила генеральный директор группы Елена Сорокина. "Оптимальным диапазоном предложения на открытом рынке могло бы стать 15-20%", - добавила она.
Читать в полной версии

При этом Е.Сорокина не исключает, что площадкой размещения может стать не только российская биржа, но акции могут быть выведены и на западный фондовый рынок. Она отметила, что в истории российского алкогольного рынка это будет первый опыт IPO.

Однако и в мировой практике компании алкогольного сектора уступают, например, производителям пива, в своей активности на публичных рынках ценных бумаг. Так, участниками фондового рынка выступают мировые группы Diageo, Allied Domecq, Pernod Ricard. При этом эти компании стремятся к глобальной консолидации. Так, в апреле 2005г. французская компания Pernod Ricard SA, третий по величине в мире производитель алкоголя, и американская Fortune Brands Inc. подписали соглашение на приобретение их британского конкурента Allied Domecq Plc.

К моменту размещения на "ОСТе" будет завершена программа реструктуризации, а оборот компании вырастет почти в 1,5 раза - с 5 млрд 243 млн руб в 2004г. до 7 млрд 414 млн руб. в 2007г. Сейчас компания играет на рынке облигаций: 12 мая 2005г. состоится размещение уже второго займа (объем привлекаемых средств 1 млрд руб., а прогнозируема ставка первого купона - до 14%). При этом Е.Сокрокина сообщила РБК, что компания будет учитывать тенденции стагнации на рынке крепкого алкоголя, который обеспечивает основной доход группы (64% в структуре выручки по итогам 2004г.), а также замедление темпов роста значительно менее крупного, чем "крепкий", слабоалкогольного рынка.

Так, согласно данным Росстата, в 2004 году объем производства водки и крепких ликероводочных напитков в России составил 135 млн дал., практически не изменившись по сравнению с уровнем 2003 года. В свою очередь, рынок слабоалкогольных коктейлей, согласно оценкам экспертов, уже прошел пик своего развития: в течение ближайших трех лет рост объемов продаж снизится до 5%-7% в год против динамики прежних лет в 20-50% в год. Таким образом, динамика слабоалкогольного рынка почти в два раза уже в 2005г. будет уступать приросту рынка безалкогольных напитков: по данным Canadian LTD, последние 2 года этот рынок растет на 15-16% в год.

В этой связи "ОСТ" намерен упрочить собственные позиции на рынке безалкогольной продукции России и сместить основную долю выпуска заводом "ОСТ-Аква" (выпускает слабо- и безалкогольные напитки) с сторону безалкогольных изделий - до 60% уже в 2005г. против 40% в 2004г. При этом в первом квартале 2004г. группа установила дополнительную линию розлива минеральной и столовой питьевой воды на заводе "ОСТ-Аква". В 2002-2004 гг. инвестиции в установку новых линий по розливу алкогольных и безалкогольных напитков и сопутствующие производству активы на заводах ОСТ-Алко и ОСТ-Аква составили 7,1 млн. долл. и 8,9 млн долл. соответственно.

Однако Е.Сорокина признает, что вторичные направления бизнеса пока смогут расти примерно на 5% в год, в то время как выпуск крепкого алкоголя пока будет приносить группе основную часть дохода. Это обусловлено объемами трех этих рынков в РФ: крепкий рынок достигает 10 млрд долл. (из них 8 млрд долл. приходится на водку), в слабоалкогольный – не более 1 млрл долл., рынок безалкогольных напитков и того меньше.

В перспективе ближайших трех лет "ОСТ" планирует поддерживать темпы роста продаж в пределах 10%-30%, и основным фактором роста должно стать дальнейшее расширение производственных мощностей по направлению крепкого алкоголя. Исполнение в полной мере инвестиционной программы на ближайшие несколько лет обеспечит 50%-ый прирост выпуска на Черноголовского завода алкогольной продукции "ОСТ-Алко" к 2007 году. Кроме того, одним из направлений стратег и развития холдинга является увеличение присутствия на региональных рынках (сейчас продукция группы в основном позиционируется в Московском регионе), для чего будут рассматриваться возможности по строительству или приобретению новых предприятий в различных регионах России, в том числе и в рамках планируемой приватизации ФГУП "Росспиртпром".

Именно задача расширения присутствия на региональных рынках, где зачастую приходится сталкиваться с лоббизмом в местных органах власти локальных производителей крепких напитков, заставила группу сместить центры прибыли в сбытовые структуры. По словам Е.Сорокиной, этот шаг и стал причиной того, чистая прибыль группы в прошлом году составила 222 млн руб. против 399 млн руб. в 2003г. Прогнозируется, что к 2007 году чистая прибыль компании восстановится, достигнув 380 млн руб.

Помимо того в группе надеются на эффект экономии от введения стекольного завода "ОСТ-Тара" стоимостью 55 млн долл. В перспективе ближайших трех лет общий объем инвестиций в развитие производства, согласно планам компании, составит порядка 54-84 млн долл. При этом Е.Сорокина назвала в числе зон интересов компании премиальные сегменты крепко- и слабоалкогольных напитков, покупательский интерес к которым растет на фоне социальной стабилизации, а также выпуск бутилированной питьевой и минеральной вод, сокосодержащих и спортивных, энергетических напитков. Именно эти сегменты рынков сейчас характеризуются аналитиками как наиболее перспективные для дальнейшего роста.

Тем не менее именно на рынке бутилированных вод "ОСТ" намерен совершить серьезный прорыв, увеличив долю присутствия на рынке, большую часть которого удерживают Coca-Cola и Pepsi-Cola, с 0,22% в 2004г. до 2,5% в 2005г. Присутствие же на рынке крепких напитков будет варьироваться в пределах достигнутых в 2004г. 4,93% (это третья позиция на российском рынке после ЛВЗ "Кристалл" - 6,18%, и ЗАО "Веда" - 5,96%). Однако 4,1% рынка ЧЗАП "Ост-Алко" в 2004 году позволяет компании занимать только 6-ю позицию. Таким образом, разрыв в объемах производства "ОСТа" между слабоалкогольными изделиями и бутилированной водой будет постепенно сокращаться: с 4,2 млн дал и 1 млн дал соответственно в 2003г. и 2,1 млн дал и 1,7 млн дал соответственно в 2004г до 2,4 млн дал и 1,9 млн дал соответственно в 2007г.

ЗАО "Группа предприятий "ОСТ" была оформлена в виде холдинга в 1998 году. В 2004 году на долю собственных алкогольных марок группы "ОСТ" ("Богородская", "Стольная", "Шустовъ", "Столовое вино №28") пришлось около половины всего объема производства в натуральном выражении: наиболее существенная доля пришлась на водку марки "Богородская". Оставшаяся часть производства – розлив по лицензионным договорам. Компания подписала договора до 2008г. с "РВВК" и до 2014г. с ФКП "Союзплодоимпорт".

Ассортимент продукции "ОСТ-АКВА" включает около 30 наименований, в том числе: лимонады и тонизирующие напитки – "Байкал", "Саяны", "Тархун", "Дюшес", "Колокольчик", "Крем-Сода", "Экстра-Ситро"; столовые минеральные воды – "Черноголовская" газированная и негазированная, "Черноголовская" газированная с ароматом лимона, апельсина, грейпфрута; слабоалкогольные напитки – "Джет", "Шустовъ Лед" и винный кулер Vintage на основе натурального виноградного вина; питьевая вода – природная артезианская вода в 5-ти литровой ПЭТ-упаковке.

По лицензионным договорам группа разливает слабоалкогольные напитки компаний "Туссон", "Алко-Стандарт", "Марин Экспресс" (т.м. Greenal’s), "Премьер Дринкс" (т.м. Gordon’s), "Солтейн" (т.м. Absenter) и другие. Кроме того, среди партнеров завода – компания PepsiСо Holdings, разливающая свои безалкогольные напитки в стеклянные бутылки на заводе "ОСТ-Аква".

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях