Экономика, 06 июл 2005, 10:09

"Челноки" вредят экономике, но россияне их любят

По данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), россияне видят главный вред челночной торговли в том, что она повлекла за собой отрицательные экономические последствия. Наибольший положительный эффект от "челноков", по мнению опрошенных, состоит в том, что они помогли решить проблему дефицита импортных товаров, пишут сегодня "Новые известия".
Читать в полной версии

По данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), россияне видят главный вред челночной торговли в том, что она повлекла за собой отрицательные экономические последствия. Наибольший положительный эффект от "челноков", по мнению опрошенных, состоит в том, что они помогли решить проблему дефицита импортных товаров, пишут сегодня "Новые известия".

Челночная торговля как институт появилась в начале 90-х, в самый разгар экономического кризиса. Как показало исследование, в тот или иной промежуток времени ею непосредственно занимались 4% опрошенных, у 8% опрошенных "челночили" родственники, у 9% - знакомые.

По данным ФОМ, в наибольшей степени в этот вид бизнеса были вовлечены жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов: 19 и 16% соответственно. С годами, отмечает издание, "челноки" преобразились. Большинство торгующих на вещевых рынках уже не ездят сами за товарами в другие страны и города, а берут их на реализацию на оптовых складах. Иными словами, появились поставщики и продавцы. Однако люди таких трансформаций практически не замечают: 48% опрошенных сказали, что по сравнению с 90-ми годами число "челноков" значительно увеличилось, 15% утверждают, что их численность не изменилась, и 17% полагают, что их стало меньше.

Большинство респондентов (58%) относятся к "челнокам" положительно. О своем отрицательном отношении к ним заявили 19% россиян, чаще других это сторонники КПРФ и ЛДПР (32% и 25% соответственно), люди старше 55 лет (29%), и лица с образованием ниже среднего (31%). Однако хорошее отношение не вылилось в позитивную оценку челночной торговли как явления. Здесь мнения практически разделились: 37% опрошенных полагают, что она "хороша для страны", примерно столько же респондентов (38%) придерживаются противоположной точки зрения, а четверть участников опроса затруднилась с оценкой.

Среди тех, кто видит пользу в челночной торговле, наибольшее число респондентов считают, что благодаря ей была решена проблема товарного дефицита (41%). 6% отмечают, что люди смогли выжить в кризисное время, 5% - что в казну пошли доходы от ввозных пошлин, налоги, столько же - что появилась конкуренция. Наибольший отрицательный эффект от деятельности "челноков" чаще всего связан в сознании россиян с общим спадом производства, вызванным непосильной для отечественной промышленности конкуренцией с импортными товарами, а также с утечкой капиталов за рубеж (18%).

Напомним, в январе с.г. Федеральная таможенная служба РФ ужесточила правила ввоза товаров. Это постановление особенно сильно отразилось на так называемых "челноках" и мелких компаниях-импортерах. Именно из-за вышеупомянутых категорий федеральный бюджет ежегодно недополучает сотни миллионов рублей, а потребители покупают некачественные и даже опасные для здоровья и жизни товары.

Дело в том, что "челноки" ввозят товары в тюках, баулах, мешках и картонных коробках, смешивая различные товары и никак их не маркируя. Это значительно затрудняет проведение полноценного таможенного оформления и контроля.

По новым правилам на каждое упаковочное место придется предоставить таможенникам полную опись с перечислением названий, маркировки и количества товаров, находящихся в нем.

Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать