Экономика, 06 авг 2008, 18:01

Западные компании рвутся в Восточную Европу

В Восточной Европе дела сейчас обстоят не лучшим образом: растут инфляционные ожидания, в то время как объемы экспорта и темпы экономического роста снижаются, передает Reuters.
Читать в полной версии

Однако даже несмотря на это, все больше западных компаний предпочитают размещать в этом регионе свои предприятия. Эксперты отмечают, что производственные расходы в странах Восточной Европы все еще значительно ниже, чем на Западе, да и растущие национальные валюты служат страховкой от резкого роста цен на энергоносители.

Свою роль играет и тот факт, что в этом регионе довольно квалифицированная рабочая сила и хорошие возможности для транспортировки товаров как на Запад, так и на Восток. "В Польше, Венгрии, Чехии и Словакии намного проще открывать новые заводы, чем, например, в Германии. Для этого здесь созданы все условия", - отмечает представитель немецко-чешской Торгово-промышленной палаты (DIHK) Себастьян Хольтгрю. Так, по данным DIHK, сейчас около 43% всех опрошенных компаний планируют открывать свои заводы на территории Центральной и Восточной Европы. Для сравнения, в прошлом году этот показатель составлял 36%.

Тем временем за истекший период с.г. польский злотый, венгерский форинт и чешская крона подросла по отношению к евро на 10%, а начиная с 2004г. рост этих валют относительно европейской составил 30%. Для компаний, работающих на восточноевропейском рынке, рост национальных валют очень выгоден, поскольку их товары становятся дороже за границей. Однако нельзя забывать про то, что прибыли большинства компаний рассчитываются в евро. Например, Skoda Auto, принадлежащая немецкой Volkswagen, экспортирует около 90% своей продукции. По итогам I полугодия объем проданных автомобилей Skoda увеличился на 18%, однако, прибыль компании снизилась на 149,7 млн долл., как раз из-за удорожания чешской кроны.

Правда, даже снижение прибыли не останавливает западные компании. Они уверяют, что сильные национальные валюты стран Восточной Европы стали своего рода страховкой от резкого удорожания сырьевых активов. Также Skoda и французская PSA Peugeot Citroen, которые владеют заводами в Чехии и Словакии наслаждаются резким ростом объема продаж. "За последние три года этот регион пользуется популярностью, и я не думаю, что эта тенденция изменится", - отмечает представитель PSA Питер Свек.

Свою роль играет и тот факт, что в Восточной Европе пока еще довольно дешевая рабочая сила. По оценкам экспертов, затраты на рабочую силу в этом регионе на треть меньше, чем в западноевропейских государствах. Причем в Западной Европе продолжают расти зарплаты, что также не очень выгодно работодателям. "Затраты на рабочую силу в Восточной Европе в ближайшее время останутся невысокими. Во всяком случае, по сравнению с Западной Европой", - отмечается в отчете аналитика JP Morgan Мирослава Плохара.

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши