Экономика, 06 сен 2007, 20:47

Таможенные пошлины мешают конкуренции российских авиакомпаний

Иностранные авиакомпании составляют все большую конкуренцию отечественным. "Российский рынок авиаперевозок находится на 14-м месте в мире по количеству перевозок и на 2-м месте по темпам роста после рынка Юго-Восточной Азии", - сказал в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" заместитель генерального директора "Аэрофлота" Кирилл Будаев.
Читать в полной версии

Сделать российский рынок авиаперевозок конкурентоспособным мешают устаревший авиапарк, несовершенное законодательство, устаревшая наземная инфраструктура аэропортов. По мнению экспертов, западноевропейские хабы переманивают транзитных пассажиров, в то время как в планах Минтранса только реализовать транзитный потенциал страны.

"На территории России планируется открыть 12 хабов, но в настоящее время мы не имеем ни одного, что тормозит наше участие в альянсах и мешает партнерству компаний", - добавил заместитель генерального директора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров.

Российская гражданская авиация занимает 1% мирового рынка. По официальным заявлениям, к 2025г. российские самолеты должны занять 10-15% мирового рынка и выйти на третье место по производству самолетов в мире, а также обновить авиапарк. Но пока авиакомпании не имеют возможности для перевооружения парка, в отличие от европейских конкурентов, которые покупают самолеты по другой стоимости.

Таможенные пошлины на ввоз иностранных самолетов препятствуют росту конкуренции отечественных компаний. К тому же наш авиапром пока не поставляет самолеты, которые были бы конкурентоспособны. По словам представителей авиакомпаний, иностранный самолет дешевле в эксплуатации, чем российский. "Их самолеты летают до 20 часов в сутки, а наши должны много стоять, согласно технической и нормативной идеологии", - говорят они.

Авиаперевозчики предлагают таможенные пошлины отменить, оставив часть пошлин на тот модельный ряд, который Объединенная авиастроительная компания (ОАК) заявляет к производству в ближайшее время. Озвучил их позицию Д. Столяров. Предлагается также снять таможенные пошлины на магистральные самолеты, до того как появится отечественный конкурентоспособный аналог по расходам авиакомпаний.

Никто не сомневается в том, что на уровне государства должна быть поставлена задача повышения конкурентоспособности стратегической отрасли, включая авиапром, авиаперевозки, наземную инфраструктуру. Авиакомпания - это своего рода донор государства через налоговую систему. По экономическим расчетам К.Будаева, 100 рабочих мест в одной авиакомпании создают 610 рабочих мест в параллельных отраслях, а заработанные 100 долл. приносят государству дополнительно 325 долл.

Не менее важным фактором на рынке авиаперевозок становится и такой показатель, как размер авиакомпании. Отдача от воздушного судна в крупных авиакомпаниях всегда выше. Такая же тенденция характерна и для российского рынка. В перспективе большинство мелких авиакомпаний исчезнут с рынка или станут нишевыми. Ведь, по мнению экспертов, главное - не покупка самолета, а то, во сколько обходится стоимость его эксплуатации. А этот бизнес мажоритарный, где нужно наращивать объемы и экономить расходы.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис