Правительство проведет тест на эффективность бюджетных расходов
О возможности сокращения части расходов по госпрограммам Силуанов объявил 3 октября на совещании президента Владимира Путина с членами правительства. По словам министра, решение о сокращение будет приниматься по результатам анализа расходов всех госпрограмм на комиссии по оптимизации расходов под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Антикризисный фонд правительство предусмотрело еще в федеральном бюджете на 2014 год в размере 343 млрд руб. Тогда основным источника резерва стали замороженные средства накопительной части пенсии. В проекте бюджета на 2015 год, на прошлой неделе направленным правительством в Госдуму, такой резерв составляет только 70 млрд руб. С учетом неизрасходованных средств бюджета за 2014 год на встрече с президентом Силуанов обещал увеличить резерв «до суммы где-то 100 – 150 млрд рублей». Ранее министр говорил о большей сумме – около 190 млрд.
Свои предложения по оптимизации бюджетных расходов есть и у Минэкономразвития. В ведомстве Алексея Улюкаева предлагают в основном тратить оптимизированные ресурсы на усиление приоритетных направлений. Прежде всего, на выполнение майских указов президента. Такие предложения Улюкаев на прошлой неделе направил в правительство.
Над планами работы комиссии по оптимизации бюджетных расходов работают все правительственные ведомства, но предложения Минфина и Минэкономики – самые серьезные, поясняет чиновника Белого дома. По его словам, с их подачи сейчас предлагается рассмотреть оптимизацию расходов по 9 из 42 госпрограмм.
В представленных Минфином и Минэкономразвития списках как социальные, так и отраслевые программы. Из социальных в них попали «Развитие здравоохранения», «Развитие образования» и «Социальная поддержка граждан». Обсуждать их на комиссии предлагается не ранее второго квартала 2015 года. Тогда же предлагается проанализировать и госпрограмму повышения устойчивости бюджетов регионов.
В это же время предлагается начать оптимизировать отраслевые программы. Под угрозой часть расходов на «Развитие транспортной системы», «Развитие науки и технологий» и «Информационное общество до 2020 года».
Госпрограмма по развитию транспортной системы России, очевидно, неэффективна, соглашается гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. «Все, что мы имеем, - усилия частных предпринимателей и инвесторов, которые запускают транспортные проекты в стране. Госпрограмму нужно разделить на две части: с одной стороны, вкладываться в инфраструктуру, которая имеет 100-процентный шанс на окупаемость в будущем, с другой стороны, государство должно страховать частных инвесторов в их проектах – выдавать крупные госгарантии на транспортные проекты», – считает эксперт.
Уже сегодня будет рассмотрена «Госпрограмма развития сельского хозяйства» на 2013 – 2020 годы. Представитель секретариата Игоря Шувалова подтвердил РБК, что ближайшее заседание комиссии пройдет 6 сентября. Он отметил, что задача комиссии – рассматривать оптимизацию расходов не только с точки зрения развития отраслей сельского хозяйства, но и стимулирования механизмов инвестирования и модернизации.
На комиссии будут смотреть, насколько сельскохозяйственная программа способна стимулировать импортозамещение, говорит правительственный чиновник, знакомый с предложениями Минэкономразвития. По его словам, «в проекте бюджета на 2015 год эти расходы оказались не предусмотрены». Могут быть пересмотрены условия предоставления субсидий на 1 кг реализованного молока. Средства могут быть изысканы за счет экологических разделов той же госпрограммы.
Председатель правления ассоциации производителей «Союзмолоко» Андрей Даниленко говорит, что в проекте бюджета программа субсидирования производителей молока оказалась сильно урезанной. Если в 2013 году субсидии молочникам составляли 13 млрд рублей, в 2014 году они сократились до 8 млрд, а в 2015 году – до 2 млрд. «Мы обратились во все инстанции с просьбой не сокращать дотации производителям», – отмечает Даниленко.
Полностью закрыть по инициативе Минфина предлагается только одну программу – ФЦП «Чистая вода».
План Минфина по сокращению расходов уже отражен в проекте федерального бюджета на 2015 – 2017 годы. Урезание расходов на 2% в 2016 и 2017 годах позволит сэкономить до 306,5 млрд руб. ежегодно. Пока не ясно, получит ли правительство такую экономию только за счет девяти программ или их список будет расширен.
Поводы для сокращения госрасходов могут оказаться разнообразными. Например, Минфин предлагает закладывать в бюджет следующего года только те капитальные расходы, которые будут подтверждены проектной документацией не позднее 1 мая, рассказал РБК источник, знакомый с обсуждаемыми инициативами.
Перевыполнение плана так же может оказаться поводом для уменьшения расходов. Так, превышение целевых показателей Минздравом по программе развития здравоохранения в 2013 году послужило причиной для включения программы в план по ее оптимизации. Минфин считает перевыполнение плана признанием неточности планирования расходов, объясняет источник в правительстве.
Минфин и Минэкономики были готовы оспорить и целесообразность предоставления материнского капитала. Источники в финансово-экономическом блоке утверждают со ссылкой на исследования демографов, что он не увеличил число детей в семьях, а лишь сдвинул календарь рождений в тех семьях, где и так планировали завести детей. Но на прошлой неделе пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова заявила, что «премьер-министр считает нецелесообразным и несвоевременным предложение о возможном сокращении этой программы».
Представители отраслевых министерств, чьи программы привлекли внимание комиссии Шувалова, отказались комментировать инициативы Минфина и Минэкономики.