Экономика, 06 дек 2012, 09:24

Транспортный передел: морские порты уйдут в частные руки

Год близится к завершению - самое время подводить итоги, заканчивать дела и строить новые планы. Одной из отраслей, годовые итоги которой просто необходимо подвести, является транспортная отрасль, а если точнее - портовый сектор.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

В 2012г. по нему прокатилась волна приватизации, в частности реализовывались госпакеты акций в Мурманском, Ванинском и Новороссийском портах. Акции первого уже проданы, аукцион по продаже второго состоится 7 декабря, а третья сделка, вероятно, будет проведена в течение года наступающего.

Госпакет из 25% акций Мурманского порта получил консорциум СУЭК и Alfa Capital, за 55% акций Ванинского борются крупнейшие российские компании (структуры Владимира Лисина и Олега Дерипаски), а вот судьба Новороссийского порта пока не решена. Несмотря на большой интерес к активу, не определена даже форма реализации государственных 20%.

Мурманский порт - продано

Конкурентный отбор покупателей 25,5001% акций уставного капитала ОАО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП), принадлежащих государству, состоялся 29 октября с.г. В финальном этапе отбора приняли участие два консорциума: ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК, официально владеет 18,68% акций ММТП) Андрея Мельниченко и Alfa Capital Holdings (Cyprus) Limited, а также консорциум ОАО "НОМОС-БАНК" и ЗАО "УК "Универсал". Максимальное предложение превысило рыночную стоимость на 67%. Оно поступило от СУЭК и Alfa Capital и составило 2,2 млрд руб. за весь пакет.

При этом ранее ММТП сообщал, что 47,65% акций порта приобрели компании Montague Management Limited (16,2%), Roman Capital Holdings Ltd. (12,68%) и Mollie ventures corp (18,68%). По информации Reuters, за офшорными структурами в данном случае может стоять СУЭК. То есть теперь СУЭК получил контроль над ключевым пунктом по перевалке угля в Европейской России. Осталось лишь получить разрешение правительства.

ММТП - практически единственный крупный перевалочный пункт угля в Северном морском бассейне. Одним из важнейших достоинств ММТП является то, что он не замерзает и способен работать круглый год. Через него экспортируется больше угля, чем через порты Санкт-Петербург, Кандалакша, Выборг и Высоцк вместе взятые. Основное направление экспорта - страны Западной Европы. Технологически ММТП может перегружать до 20 млн т грузов, в том числе 12-14 млн т угля в год. При этом объем экспорта угля СУЭК в 2011г. составил 33,7 млн т. Так что стремление угольной компании получить контроль над ММТП вполне логично.

Ванино - в процессе реализации

Следующим на очереди приватизируемым портовым активом является ОАО "Ванинский морской торговый порт" (ВМТП). Государство, владеющее в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) 55% акций уставного капитала порта, пыталось реализовать актив в 2011г. Тогда аукцион выиграл предприниматель Иван Микоян, впоследствии отказавшийся платить заявленные им 10,8 млрд руб. Теперь организаторы обязали потенциальных претендентов предоставить безотзывную банковскую гарантию на 3 млрд руб. Тендер по приватизации госпакета состоится 7 декабря с.г.

Судя по текущим показателям, порт сейчас не в лучшем состоянии: чистая прибыль ВМТП по РСБУ за 10 месяцев 2012г. сократилась на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом 2011г. и составила 149,4 млн руб., выручка снизилась на 5,7% - до 1,12 млрд руб. Грузооборот за 7 месяцев с.г. сократился на 4% - до 3,142 млн т. В компании снижение операционных показателей объясняют ограничением со стороны ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) по подтверждению объемов перевозки грузов по заявленным стивидорной компанией основным планам, а также "крайне неравномерным подходом подтвержденного к перевозке груза по железной дороге". К тому же в 2013г. планируется закрыть на реконструкцию два из 14 причалов порта, которые ВМТП арендует у Федерального агентства морского и речного транспорта.

Однако актив очень привлекателен: помимо выгодного экономико-географического положения (порт имеет прямую связь с Байкало-Амурской и Транссибирской магистралями) и универсальности, Ванино ценен единством своей инфраструктуры. Именно это отличает его от большинства крупных портов России, которые в 1990-е были разделены на отдельные стивидорные компании.

Поэтому конкуренция за актив более чем серьезная. Среди претендентов структуры UCL Holding В.Лисина и En+ Group О.Дерипаски, которые заявили, что направили организатору торгов квалификационные документы, а также получившие разрешение Федеральной антимонопольной службы, но официально не подтверждавшие своих намерений структуры ОАО "Мечел", угледобывающего холдинга "Сибуглемет", СУЭК, ЗАО "Сибирский антрацит".

UCLH представлен компаниями ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и ЗАО "Порт Инвест" (оба входят в UCL Port - субхолдинг, объединяющий стивидорные активы UCLH), En+ - своим логистическим подразделением ООО "Эн+ Порт". В En+ сообщали, что предоставили организатору план развития ВМТП, предполагающий существенный рост перевалки грузов и строительство новых терминалов. В случае победы в аукционе компания намерена сделать акцент на увеличении перевалки импортируемого в Россию глинозема для действующих и строящихся алюминиевых заводов, а также развитии контейнерной перевалки.

"У нас уже есть предварительное соглашение с консорциумом японских и южнокорейских компаний о совместных инвестициях в развитие порта, мы активно обсуждаем с партнерами, Минэкономразвития и руководством региона возможности расширения портовой особой экономической зоны Советской Гавани на территорию Ванинского порта, что сделает наши инвестиции еще более эффективными", - сообщал заместитель генерального директора En+ Group по логистике Рашад Гусейнов. Напомним, подконтрольной En+ Group компании Soleggiato Investments Ltd. уже принадлежит 28,12% уставного капитала ВМТП.

В свою очередь акционеры ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" одобрили возможность приобретения акций Ванинского порта за 10 млрд руб. Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" считает, что согласно текущим финансовым показателям порта 10 млрд руб. - "завышенная" сумма, однако она может быть оправданной с учетом перспектив развития терминальных мощностей на территории Ванино. При этом аналитики ИГ "Норд-Капитал" полагают, что итоговая цена вряд ли окажется ниже, чем на прошлых торгах.

НМТП - на очереди

Приватизация 20% акций уставного капитала ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), по всей видимости, состоится только в следующем году. Глава Министерства экономического развития (МЭР) РФ Андрей Белоусов говорил, что до конца 2012г. будет завершена лишь предпродажная подготовка компании.

При этом еще окончательно не определена форма приватизации. Руководитель Росимущества Ольга Дергунова заявляла, что идут дискуссии о способах приватизации акций порта. "Рассматриваются как публичные рынки, так и сделки со стратегами", - говорила она. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщал, что переговоры с потенциальными стратегическими инвесторами ведутся. По его словам, в качестве "стратегов" могут рассматриваться многие компании, которые заинтересованы в развитии портовой инфраструктуры.

А.Белоусов отмечал, что сроки подготовки к приватизации крупных компаний невозможно полностью спрогнозировать. "Окна" для приватизации возникают на один-два месяца максимум", и их появление связано с открытием лимитов на Россию, с проведением IPO (первичного размещения акций) аналогичных компаний и подведением балансов, пояснял министр. "Компаниям, не успевшим приватизироваться, лучше выходить на рынки в марте или апреле, чтобы подвести готовую отчетность - цена будет выше", - говорил он. По всей видимости, очередной всплеск активности, связанный с приватизацией НМП, можно будет ожидать именно в эти сроки.

Сейчас капитализация НМТП оценивается примерно 1,7 млрд долл., то есть государственные 20% по рыночной цене будут стоить порядка 340 млн долл. В начале ноября, когда появились сообщения о возможном SPO госпакета, аналитики говорили о том, что размещение возможно с дисконтом к рыночной цене. При этом Андрей Рожков отмечал: если у государства нет горизонта 3-6 месяцев, смысла ждать нет. "Если такой горизонт есть, было бы разумнее дождаться улучшения конъюнктуры мировых рынков", - подчеркивал аналитик. Сегодня есть информация о том, что правительство планирует продать акции с премией к рынку. Стоит отметить, что порядка 10% уставного капитала НМТП может быть размещено на зарубежных площадках.

Только начало

Приватизация трех портов, а также некоторых других транспортных активов (например, "СГ-Транса") должна положить начало реализации госпакетов крупнейших транспортных компаний. В 2013г. планируется приватизация "Совкомфлота", Архангельского тралового флота, авиакомпании "Сибирь", а также 5% РЖД. А.Белоусов в ходе заседания правительства 25 октября 2012г. говорил о том, что если в 2012г. центральным событием стала приватизация 7,6-процентного пакета акций Сбербанка, в следующем году главным станет первичное публичное размещение акций (IPO) "Совкомфлота".

Как сообщалось, Росимущество до апреля 2013г. подготовит "дорожные карты" приватизации крупных госкомпаний. Так что 2013г. может пройти под знаком крупных сделок по приватизации транспортных активов государства.

Мария Кобзева, РБК

Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
ФНС ставит «метки» компаниям в ЕГРЮЛ. Что вызывает подозрения у налоговой
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Зачем Amazon запускает сверхдешевый магазин для зумеров
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа