Экономика, 06 дек 2019, 16:28

В правительстве предпочли низкие траты на нацпроекты воровству

Уровень освоения бюджетных средств на нацпроекты в конце ноября составил 71% от годового плана. Вице-премьер Константин Чуйченко призвал увидеть тут «позитивный момент»: быстрое освоение денег могло привести к их разворовыванию
Читать в полной версии
(Фото: Дмитрий Астахов / ТАСС)

Правительство недовольно низким уровнем освоения средств на национальные проекты, от реализации которых зависит исполнение майского указа президента до 2024 года. Однако лучше не потратить деньги вовремя, чем освоить формально и в итоге позволить их своровать, заявил вице-премьер, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко на ежегодном совещании спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко со статс-секретарями министерств, передал корреспондент РБК.

На недостаточный уровень освоения бюджетных средств на мероприятия в рамках нацпроектов обратила внимание председатель Совфеда. «Нас всех продолжает беспокоить низкий уровень освоения средств и несоблюдение предельного уровня софинансирования расходов регионов на реализацию национальных проектов», — сказала она. По словам Матвиенко, регионы «вынуждены софинансировать от 20 до 40% расходов» на нацпроекты вместо утвержденных 3%.

Вице-премьер согласился, что уровень освоения средств действительно низкий и это не устраивает правительство. Однако он призвал увидеть в этом «определенный позитивный момент». «Было бы гораздо хуже, если бы быстро освоили, ничего не построили, а деньги украли», — заметил он.

По слова Чуйченко, Минфин создал достаточно эффективный механизм контроля за бюджетными средствами, который «дестимулирует выбирать средства, не осваивая их в реальности». Вице-премьер подчеркнул, что было бы гораздо хуже, если бы «по ряду направлений было освоение 98%, но результата не было». Чуйченко при этом не прокомментировал слова Матвиенко о высоком уровне софинансирования регионами расходов на нацпроекты.

По данным портала «Электронный бюджет», на 29 ноября было освоено 71,4% средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию нацпроектов (1,3 трлн из 1,8 трлн руб.). Наибольший процент исполнения у нацпроектов «Культура», «Жилье и городская среда», «Образование», «Демография», самый низкий — у нацпроектов «Цифровая экономика», «Экология», «Международная кооперация и экспорт», «Производительность труда и поддержка занятости».

В Минфине отмечали, что в 2019 году расходование собственных ресурсов регионов на реализацию нацпроектов окажется чуть выше федеральных трансфертов регионам на эти цели.

Стоимость реализации всех нацпроектов оценивается в 25,7 трлн руб. с 2019 по 2024 год, из них 13,2 трлн руб. возьмет на себя федеральный бюджет, за 4,9 трлн руб. будут отвечать региональные власти. При этом в основном региональные полномочия будут обеспечены финансированием из федерального бюджета (порядка 95%).

Пояснение Минфина

Регионы несут серьезную долю ответственности за реализацию нацпроектов, «они ближе к земле, видят, какие нужды возникают незамедлительно», сказал РБК участвовавший в заседании статс-секретарь — заместитель министра финансов Юрий Зубарев, комментируя слова Матвиенко о чрезвычайно высоком уровне соисполнения регионами расходов. «Поэтому, так или иначе, они вынуждены реагировать по ситуации. Если федеральные ведомства в рамках нацпроектов запаздывают, регионы порой не могут ждать и включаются в этот процесс», — отметил он.

Это, однако, не значит, что по итогам реализации нацпроектов софинансирование сформируется именно в такой пропорции, подчеркнул замминистра.

По его словам, было бы неправильно обозначать некую среднюю пропорцию софинансирования, поскольку она варьируется от 1 до 100%, в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов. «По ряду регионов-доноров доля федерального центра значительно ниже. Например, в Москве по ряду направлений она составляет 0%. В то же время по некоторым регионам федеральная часть финансирования достигает 99%», — пояснил Зубарев.

Ранее в департаменте финансов Москвы РБК сообщили, что город реализует нацпроекты полностью за счет средств своего бюджета.

Говоря о низком исполнении предусмотренных бюджетом расходов на нацпроекты, Зубарев заметил, что на начальной фазе реализации любого проекта освоение средств может быть заметно ниже, так как речь идет о подготовительных мероприятиях.

«Также стоит учитывать, что деньги сейчас отпускаются непосредственно под потребности. Это означает, что в Казначейство приносят бумаги на оплату по уже выполненным работам, а не под то, что планируется сделать», — сказал он. К тому же раньше исполнением расходов считался момент доведения средств до главного распорядителя ими, «а как освоены эти средства, построены объекты или не построены, не фиксировалось».

«Сейчас мы поменяли принцип и переходим к оплате именно по факту выполненных работ. Переход на этот принцип влияет и на показатели исполнения», — пояснил статс-секретарь.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в большом интервью телеканалам 5 декабря заявил, что нужно извлечь уроки из ситуации с тратами на нацпроекты и в последующие годы расходовать бюджетные средства «стабильно, в определенных пропорциях».

По его словам, не все структуры оказались готовы к быстрому и эффективному распределению государственных денег. В ряде случаев средства поступали, но не расходовались из-за отсутствия четкого порядка их использования, заметил Медведев.

Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам