Экономика, 07 мар 2007, 13:03

Депутаты одобрили формирование трехлетнего бюджета

Госдума приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса. Законопроект устанавливает правовую основу для утверждения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на три года и сокращает количество и содержание чтений федерального бюджета - с принятием поправок он будет приниматься Госдумой не в четырех, а в трех чтениях.
Читать в полной версии

Госдума приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса. Законопроект устанавливает правовую основу для утверждения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на три года и сокращает количество и содержание чтений федерального бюджета - с принятием поправок он будет приниматься Госдумой не в четырех, а в трех чтениях.

В основу бюджетного планирования предлагается положить метод "скользящей трехлетки", при которой ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. Утвержденные законом проектировки на второй и третий год могут корректироваться в следующем бюджетном цикле.

В отношении региональных и муниципальных бюджетов предусматривается либо утверждение бюджетов на три года, либо сохранение бюджета на один финансовый год при обязательном утверждении среднесрочного финансового плана. При этом устанавливаются единые требования к прогнозам социально-экономического развития разных уровней, содержанию среднесрочных финансовых планов, долгосрочным целевым программам, общие требования к составлению проектов бюджетов.

Законопроект вводит дополнительные ограничения для регионов и муниципальных образований, у которых доля межбюджетных трансфертов и налоговых доходов по дополнительным нормативам превышает соответственно 60% и 70% собственных доходов. В частности, предлагается ввести более жесткие ограничения на предельный размер дефицита, государственного (муниципального) долга и расходов на его обслуживание. Также устанавливается предельное значение дефицита федерального бюджета - он не может превышать 2% ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году.

Вводится норма, согласно которой принятие федеральных законов, изменяющих бюджетное и налоговое законодательство и влияющих на поступление налогов и сборов, зачисляемых в федеральный, региональные и местные бюджеты, может осуществляться не позднее чем за месяц до внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Вместе с тем в ходе рассмотрения законопроекта депутатами Госдумы к нему был высказан ряд замечаний. В частности, они касаются обеспечения прозрачности бюджетного процесса, повышения ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Нормы законопроекта, касающиеся дополнительных ограничений на предельные размеры долга, дефицита и расходов на обслуживание долга для высокодотационных субъектов РФ и муниципальных образований, предлагается рассматривать в рамках отдельного законопроекта.

Замечания депутатов также касаются расширения полномочий Минфина, порядка формирования Инвестфонда, сроков внесения и рассмотрения проекта бюджета. Ко второму чтению законопроекта предлагается исключить из него норму, допускающую возможность принятия проекта бюджета без одновременного рассмотрения законопроекта об исполнении бюджета за предшествующий период.

За принятие Бюджетного кодекса в первом чтении проголосовали 336 депутатов, против - 23, воздержавшихся не было.

После голосования по поправкам спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что новая редакция Бюджетного кодекса РФ позволит уйти от практики использования бюджетных средств в конце бюджетного года. По его словам, принятие данного законопроекта "даст возможность каждому получать бюджетные средства, планировать свою деятельность на среднесрочную перспективу, свободно используя средства, что, в свою очередь, повысит ответственность каждого за результат".

Спикер нижней палаты напомнил, что новые статьи Бюджетного кодекса РФ также касаются планирования и реализации федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) и статуса инвестиционного фонда. Однако, как отметил Б.Грызлов, предлагаемые поправки не в полной мере удовлетворяют депутатов Госдумы. В частности, по его словам, "слишком многие решения по расходованию бюджетных средств остаются только за правительством". "Принимая концепцию изменений Бюджетного кодекса, мы считаем необходимым при обсуждении поправок ко второму чтению подумать об усилении контроля со стороны парламента за расходованием бюджетных средств, особенно средств Инвестфонда и ФАИПов", - заключил Б.Грызлов.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения