Экономика, 08 авг 2014, 00:55

Ананьевы продали последнюю газету

Группа «Промсвязькапитал» Дмитрия и Алексея Ананьевых продала последнюю из остававшихся у нее газет — «Центр Plus». «Труд», «Аргументы и Факты», «Экстра-М» и управлявший ими «Медиа 3» были проданы или закрыты еще раньше. При этом «Промсвязькапитал» сохранил типографию, дистрибуцию и интернет-подразделение.
Читать в полной версии

«Медиа 3» стал не нужен

«Промсвязькапитал» создал холдинг «Медиа 3» в 2007 году, в него вошли купленные в начале 2000-х годов газеты «Труд» и «Аргументы и Факты» («АиФ»), бесплатная «Экстра-М», типографии «Экстра-М» и «Медиа-Пресса». В 2008 году «Медиа 3» приобрел другую газету бесплатных объявлений — «Центр Plus» примерно за $10 млн. Холдинг создал дистрибьюторскую сеть «Первая полоса», которая стала самой крупной в России по выручке, рассказывает РБК бывший гендиректор «Медиа 3» Максим Мельников: сейчас у нее более 2 тыс. киосков и магазинов. Также Ананьевым принадлежит компания «Экстра-курьер»: более тысячи работающих в ней распространителей доставляют прессу в почтовые ящики московских домов.

Четыре года назад приоритеты Ананьевых сместились в Интернет: в 2011 году они инвестировали в видеосервис Tvigle, в 2012 году — в порталы бесплатных объявлений Dmir.ru и Zarplata.ru, в 2013 году купили сайт о недвижимости Cian.ru.

«Промсвязькапитал» давно хотел закрыть печатный бизнес — а когда основные газеты были проданы, потребность в управляющей компании исчезла, объясняет Мельников. «Труд» в 2012 году выкупила структура Сергея Цоя, бывшего пресс-секретаря мэра Москвы Юрия Лужкова. «Экстра-М» в 2013 году была закрыта, «АиФ» на безденежной основе в марте 2014 года досталась правительству Москвы. Региональные издания, включая петербургскую «Экстра-Балт», также были проданы.

Как стало известно РБК, в марте, после «АиФ», была продана и последняя из газет — «Центр Plus»: это подтвердили Мельников и гендиректор компании «Центр Плюс» Александр Мостовой.

До продажи газет годовая выручка «Медиа 3» по МСФО составляла около $500 млн. «Де-юре холдинг «Медиа 3» существует, де-факто он ликвидирован, у каждого предприятия — свой менеджмент и свой совет директоров, при этом «Промсвязькапитал» владеет контрольными долями в оставшихся активах», — рассказывает Мельников. «Промсвязькапитал», по его словам, сохранил типографию, дистрибуцию газет и интернет-подразделение.

Неизвестный покупатель

Имена покупателей и сумму сделки Мельников и Мостовой не раскрывают. Новые владельцы объединили два выпуска — «Центр Плюс Восток» и «Центр Плюс Запад», теперь они распространяют одну газету по всей Москве, уточнил Мостовой. «Сейчас это совсем другое издание, это уже не бесплатные объявления в чистом виде, а рекламно-информационное издание, оно не имеет никакого отношения к бывшей газете — даже название другое [«Центр Плюс» вместо «Центр Plus»], реклама у нас занимает только треть печатной площади», — добавил он.

Медиаагентство, продающее рекламу в прессе, считает, что выручка «Центр Plus» на момент продажи могла составлять около 10-20 млн руб. (примерно $500-600 тыс.) в месяц. В начале 2014 года количество рекламы в газете незначительно росло, рассказывает менеджер одной из медийных компаний. Рекламные площади «Центр Plus», по данным TNS, увеличились с 97 полос размером А4 на январь 2013 года до 126 в январе 2014 года, но потом, в апреле, снова упали до 75.

Гендиректор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин допускает, что газету могли выкупить за долги. «Возможно, за газетой числится дорогая недвижимость в центре Москвы, как это было с «Трудом» и «АиФ», — предположил он.

По данным аналитического центра Vi, доходы специализированных рекламных СМИ за первое полугодие 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го упали почти на 30%, до 886 млн руб.

Эксперт аналитического центра Vi Александр Ефремов отмечает, что увеличение доли текстов и уменьшение количества рекламы — общая тенденция для газет бесплатных объявлений и единственный путь удержать аудиторию: так, например, поступает и самая успешная рекламная газета — «Метро». По словам Сунгоркина, «Комсомольская правда» владеет федеральной сетью газет бесплатных объявлений «Ва-банк»: «Она рентабельная, показатели хорошие».

Нина Куриленко

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Какие последствия могут ждать финансовые рынки после прихода Трампа
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше