Экономика, 07 ноя 2012, 12:08

Запрет киоскам торговать сигаретами принесет магазинам 2,8 трлн руб.

Крупные торговые сети смогут увеличить свою выручку на 2,8 трлн руб. до 2014г. за счет перераспределения денежных потоков в связи с запретом продажи пива и сигарет в мелкой рознице. К такому выводу пришли эксперты компании INFOLine, проанализировав последствия ужесточения правил игры для владельцев уличных павильонов и киосков, пишет сегодня "РБК daily".
Читать в полной версии
Фото: РБК

Напомним, что в соответствии с подготовленными Минздравом проектом закона "О защите здоровья населения РФ от последствий потребления табака" торговлю сигаретами и другими табачными изделиями в ларьках и киосках окончательно запретят. С 1 января 2016г. в городах и поселках табак продавать можно будет только в стационарных магазинах площадью не менее 50 кв. м (в деревнях - не мене 25 кв. м), да еще в таких, чтобы ближе 100 м к ним не было школ и прочих образовательных учреждений. С этого же дня свободными от торговли табаком зонами должны стать также вокзалы, аэропорты и гостиницы.

Но даже в магазинах, где торговать табаком разрешат, держать товар придется под прилавком. Открытая выкладка табачной продукции будет запрещена с 1 июля 2014г. Сверх того, на табачные изделия будет запрещено давать какие-либо скидки и тем более раздавать их бесплатно. Продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними также полностью запрещается.

В своем официальном отзыве на антитабачный законопроект в июне этого года Минэкономразвития отмечало, что из-за ужесточения правил торговли сигаретами может закрыться 175 тыс. торговых точек. По оценке специалистов "ОПОРА России", работы рискуют лишиться до 500 тыс. человек. При этом представители малого бизнеса не сомневаются, что запреты - результат лоббистских усилий крупного ретейла, который таким образом пытается перенаправить денежные потоки в свои карманы.

Их предположения косвенно подтверждаются результатами исследования, проведенного компанией INFOLine. Эксперты подсчитали, что в результате перераспределения продаж из мелкой розницы в более крупные каналы сбыта уже в 2013г. сети и крупные магазины получат дополнительно примерно 1,1 трлн руб., в 2014г. - 1,6-1,7 трлн руб. Львиная доля этих денег, около 950 млрд руб. за два года, по оценкам компании, достанется сетевым магазинам современных форматов, еще 700 млрд руб. перетечет в магазины "у дома". При этом доля сетевиков в обороте розничной торговли продовольственными товарами существенно увеличится - с 44% в 2011г. до 69% в 2014г.

Однако запрет на продажу пива и сигарет в киосках не приведет к полному уничтожению этого торгового формата, уверены в INFOLine. По подсчетам авторов исследования, из 78,5 тыс. ныне существующих киосков в течение двух лет закроется 30 тыс., а еще 25 тыс. перепрофилируется под продажу непродовольственных товаров. Остальные сосредоточатся на продажах безалкогольных напитков, жевательной резинки и конфет, но их объем сократится более чем в два раза. Таким образом, общие совокупные продажи в этом канале уменьшатся примерно в шесть раз (с 450 млрд руб. в 2011г. до 75 млрд руб. в 2014г.).

Похожий прогноз дан и в отношении уличных торговых павильонов, в которых на сигареты и пиво приходится 55% оборота. Удаление двух позиций приведет к закрытию 10 тыс. павильонов из 61 тыс. Сменить профиль торговли придется 9 тыс. точек, а оставшиеся потеряют до 40% выручки. Совокупные продажи в павильонах в течение ближайших двух лет сократятся с 560 млрд руб. в 2011г. до 235 млрд руб. в 2014г.

Общее количество торговых точек, которые прекратят работу в ближайшие два года, по прогнозу генерального директора INFOLine Михаила Бурмистрова, составит 60 тыс. Потерять работу могут 220 тыс. человек, у 250 тыс. человек существенно снизится уровень доходов.

Представители сетей заявили "РБК daily", что не ведут собственных подсчетов возможной дополнительной прибыли. "Мы спокойно ожидаем предстоящих изменений и не готовили никаких расчетов по влиянию законопроектов на деятельность федеральных сетей", - рассказал изданию исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский. По его оценкам, продажи сигарет в общем торговом обороте крупных торговых сетей занимают менее 1%, продажи пива - порядка 2-3%. "Даже если крупные магазины увеличат продажи сигарет на 20%, это не скажется кардинально на продажах ретейлеров, - отметил И.Белоновский. - Сосисок или апельсинов крупные магазины продают в сотни раз больше, чем сигарет". По словам представителя ассоциации крупных ретейлеров, магазинам придется увеличить расходы на оборудование, которое потребуется для реализации сигарет в новых условиях. "Еще вопрос, насколько крупные ретейлеры выиграют от нововведений", - считает представитель АКОРТ.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist