Экономика, 08 фев 2016, 01:55

Эксперты предсказали рост цен на «вредные» товары при введении акцизов

Акцизы на пальмовое масло, газировку и чипсы приведут к росту цен на них, сообщили РБК эксперты отраслей. Рост стоимости пальмового масла может привести к подорожанию кондитерских изделий на 10–15% и маргарина на 25%
Читать в полной версии
(Фото: Красильников Станислав/ТАСС)

Решение ввести акцизы на пальмовое масло станет самым критичным, отмечает консультант консалтинговой группы «НЭО Центр» Андрей Жихарев. «Масштаб использования пальмового масла колоссален: сейчас практически невозможно найти печенье или вафли без пальмового масла. Глазированные сырки, пряники, конфеты, торты, пирожные, молочные десерты и даже шоколад — далеко не полный перечень продуктов, которых уже практически нет без содержания пальмового масла», — подчеркивает он.

По словам представителя холдинга «Солнечные продукты», одного из крупнейших в России производителей маргарина, содержание пальмового масла в маргарине составляет 40–60%, а в себестоимости хлебобулочной, кондитерской промышленности доля промышленных жиров и маргаринов достигает 40%.

Согласно данным Центра международной торговли Москвы, за 11 месяцев 2015 года в Россию было ввезено пальмового масла и его фракций на $580,7 млн, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. По словам Жихарева, большую популярность этого вида масла можно объяснить сравнительно невысокой ценой: одна тонна стоит $600, в то время как подсолнечного — больше $900. Акцизы за пальмовое масло неизбежно отразятся на цене кондитерских изделий — она вырастет как минимум на 10–15%, считает исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР) Елизавета Никитина. При этом, по данным Росстата, килограмм маргарина в 2015 году уже подорожал на 31,7%, до 115,5 руб.

По мнению представителя «Солнечных продуктов», предприятия отрасли «не могут до бесконечности гасить рост цен на сырье и материалы, повышая собственную эффективность». Акциз сначала переляжет на плечи предприятий, а в итоге на конечного покупателя, подчеркнул он. Маргарин, его словам, подорожает на 25%.

Если будут введены акцизы на газированные напитки, это приведет к росту их цен и, как следствие, снижению продаж, прогнозирует президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров. Он затруднился назвать предполагаемый рост цен, поскольку возможная ставка акциза еще не озвучивалась.

По данным международной исследовательской компании Euromonitor International, продажи газировки в России уже сокращаются: в натуральном выражении объем российского рынка в прошлом году снизился на 9,9%, до 4,05 млрд л, а в денежном выражении составил 178,6 млрд руб. Основные производители газировки в России, по данным Euromonitor, The Coca-Cola Company и PepsiCo занимают более 60% рынка. Они отказались от комментариев.

Рынок чипсов, которые также называют в качестве претендентов на введение акцизов, падает в объемах последние два года — по данным Euromonitor, на 0,5% в 2014 году и на 5% в 2015 году. По данным компании, он сокращается из-за снижения доходов населения. Чипсы, как и газировка, не относятся к товарам первой необходимости — потребители легко отказываются от них в кризис, отметила аналитик международной исследовательской компании «Nielsen Россия» Юлия Чмыр.

5 февраля газета «Ведомости» сообщила, что правительство России задумалось над введением акцизов на «вредные» продукты, в числе которых пальмовое масло, газировка, электронные сигареты и чипсы. Источники в финансово-экономическом блоке кабмина сказали газете, что идею уже поддержал президент Владимир Путин. В тот же день глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что возглавляемое им ведомство также выступило за эту идею.

На следующий день министр финансов Антон Силуанов рассказал, что Минфин предлагает ввести акцизы на «вредные» продукты со второго полугодия 2016 года. Источник ТАСС в финансово-экономическом блоке привел оценку, согласно которой введение акциза на газировку в размере 20% от стоимости продукта принесет бюджету дополнительный доход в 600 млн руб. в год.

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Расти медленно и планомерно теперь невозможно. Как тогда достичь успеха
Pro
Продавцы на маркетплейсах начали прогорать: в чем их ошибки
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
В компаниях впервые работают шесть поколений сразу. Как избежать балагана
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации