Экономика, 08 апр 2009, 12:46

Индекс потребительской уверенности РФ упал в I квартале 2009г.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, снизился в I квартале 2009г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 35 процентных пунктов - до минус 35%.
Читать в полной версии

Как отмечается в сообщении Росстата, на снижение индекса потребительской уверенности повлияло прежде всего преобладание негативных оценок респондентами произошедших изменений в экономике России. Оценки остальных компонентов индекса также ухудшились, но значительно в меньшей степени. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил -27% и уменьшился по сравнению с I кварталом 2008г., когда он составлял +8%, на 35 процентных пунктов. На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 13% опрошенных (против 28% в I квартале 2008г.). Негативных изменений в экономике ожидают более 48% респондентов, что почти на 35 процентных пунктов выше уровня I квартала 2008г. Индекс произошедших изменений в экономике России составил -55% против +6% в I квартале 2008г.

Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, составила почти 83% от числа опрошенных (в I квартале 2008г. - 19%). Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации, составила 4% против 32% в I квартале 2008г. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил -26%, что на 25 процентных пунктов ниже уровня, отмеченного в I квартале 2008г., -1%. Ухудшение личного материального положения прогнозирует более 42% опрошенного населения (против 13% в I квартале 2008г.). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, составила 7% (13% в I квартале 2008г.). Почти 38% от числа опрошенных считают, что их материальное положение не изменится.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился до -25% против -0,1% в I квартале 2008г. Доля респондентов, положительно оценивающих изменение своего материального положения, составила 13% (против 23% в I квартале 2008г). Больше половины опрошенных считают, что их материальное положение ухудшилось (в I квартале 2008г. примерно 22%). По сравнению с I кварталом 2008г. индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 33 процентных пункта, составив -45%. Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 20 процентных пунктов и составил -61%.

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах во всех субъектах Российской Федерации. Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам: определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошие, очень благоприятные/очень плохое, совсем неблагоприятные); скорее положительные или скорее отрицательные (хорошие, скорее благоприятные/плохое, скорее неблагоприятные); нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково). Согласно методике Европейской комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения. Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты. Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и половины скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и половины скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание. Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5). Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована наряду с количественными статистическими данными для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Квазивалютные облигации от НОВАТЭКа: что это и зачем инвестировать
Pro
Нашли нового CEO. Что делать, чтобы он не сбежал через месяц
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Верховный суд разделил убытки на два типа. Что это значит