Экономика, 08 июн 2005, 15:14

S&P: Госкомпании РФ подрывают свой рейтинг тёмными играми

Большинство российских компаний, контролируемых государством, часто не раскрывают полную информацию об отдельных существенных событиях, говорится в отчете международного рейтингового агентства Standardt&Poor`s, посвященном анализу информационной прозрачности российских государственных предприятий.
Читать в полной версии

Раскрытие информации особенно ограничено в случаях, если имеются указания на то, что российские федеральные или региональные органы власти могут использовать деятельность компаний в политических целях. В качестве примера эксперты S&P указывают на приобретение "Роснефтью" в декабре 2004г. компании "Юганскнефтегаз" - бывшего подразделения ОАО "НК "ЮКОС", приобретенного, а затем проданного государством. "Это один из наиболее противоречивых в прошедшем году примеров влияния государства на корпоративную политику", - отмечают в S&P.

"Россия продала "Юганскнефтегаз" за 9,3 млрд долл. победителю конкурса - никому не известной фирме "Байкалфинансгрупп", которую через три дня купила "Роснефть". Эта сделка, по мнению экспертов, продемонстрировала отсутствие своевременного раскрытия "Роснефтью" информации о ряде параметров, в том числе об условиях и источниках финансирования, а также о процессе принятия решений и процессе утверждения покупки.

В январе 2005г. "Роснефть" объявила о привлечении кредита в размере 6 млрд долл. от Китая через Внешэкономбанк, погашать который компания будет поставками нефти в Китай в течение шести лет. При этом она отрицала, что деньги будут использованы для покупки "Юганскнефтегаза". Компания, полностью принадлежащая государству, не обнародовала никаких подробностей обсуждения самой сделки и ее финансирования (если такое обсуждение состоялось) советом директоров. Единственным представителем государства, который публично признал, что ему известен механизм сделки и посредник - "Байкалфинансгрупп", был президент РФ Владимир Путин, отмечают в S&P.

Размер и характер активов, приобретаемых "Роснефтью" преимущественно за счет заемных средств, создают очень высокий уровень финансового риска для "Роснефти". Имеются указания на то, что государство могло использовать ее в качестве орудия для создания контролируемой государством ведущей компании в российской нефтяной отрасли. "Судя по всему, политические причины перевесили финансовые соображения", - говорится в докладе. Standard&Poor's считает, что расхождение между интересами ответственных лиц, принимающих решения, и интересами финансово заинтересованных лиц (в данном случае преимущественно кредиторов) создает для последних значительный риск.

В качестве других примеров непрозрачного принятия решений S&P приводит РАО "ЕЭС России". Компания своевременно не раскрывала информацию о некоторых сделках, а сами сделки были непрозрачными, например, продажа советского долга Чешской Республике в 2001г. или приобретение активов за рубежом. За последние два года РАО ЕЭС приобрело генерирующие активы и электросети в Грузии, Армении и на Украине. Руководство РАО ЕЭС считало, что утверждение советом директоров сделок по приобретению иностранных активов не являлось необходимым, так как основная цель - выход на иностранные рынки - уже была включена в концепцию "5+5", принятую в 2003г., которая определила перспективы развития российской электроэнергетики до 2008г.

В "Татнефти", которая, как показывает данное исследование, по большинству параметров отстает от остальных российских государственных компаний, уровень раскрытия текущей информации и обоснования принятых решений также крайне низок. Сама компания признала, что некоторые займы, полученные в 1997 и 1998г., привлекались для поддержки правительства Татарстана, что привело к дефолту по обязательствам "Татнефти". "Отраслевым аналитикам остается строить догадки о том, не привлекались ли некоторые займы, полученные "Татнефтью" после 2000г., для поддержки правительства Татарстана, а не для целей компании", - говорится в докладе.

Напомним, что для совершения "сделки года" по продаже актива ЮКОСа, "Юганскнефтегаза", власти РФ, похоже, пошли даже на нарушение российских законов. Так, руководство ЮКОСа считает, что изъятие основного актива ЮКОСа производилось для удовлетворения требований налоговых органов, однако дела, в которых НК "ЮКОС" оспаривает правомерность этих требований, еще рассматриваются в судебных инстанциях. Таким образом, еще до того, как ЮКОС исчерпал все предусмотренные законом способы защиты своих прав, в его отношении было возбуждено исполнительное производство, изъят основной актив ("Юганскнефтегаз"), при этом все предложения компании по погашению задолженности за счет иного имущества были проигнорированы.

К этим претензиям ЮКОСа добавляются ещё и данные СМИ, полученные с помощью последней утечки базы данных о межбанковских платежах из Центробанка. Журналисты утверждают, что в приобретении "дочки" "ЮКОСа" были задействованы бюджетные деньги, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

Pro
Как сдавать и снимать жилье на длительный срок в 2025 году
Pro
Техника уточнения: как применять в работе этот метод жестких переговоров
Pro
Карьера после 40: как собрать свой экспертный портфель и уйти из найма
Pro
Почему Embracer Group распродает свои лучшие активы
Pro
Продавать на маркетплейсах станет дороже. Причина — налоговая реформа
Pro
Как криптовалютные карты работают в реальной жизни: оплата без фиата
Pro
Мы «сидим в смартфоне» два месяца в году: как сохранить продуктивность
Pro
Как определить реальные цели в карьере и успешно достичь их