Темпы падения продаж автомобилей ускорились впервые за четыре месяца
Продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) в мае 2016 года сократились в годовом исчислении на 18,2 тыс. машин, или на 14,5%, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Таким образом, отмечавшееся в течение четырех предыдущих месяцев замедление темпов падения авторынка (в апреле продажи упали на 8,5%, что стало наименьшим показателем почти за полтора года) вновь сменилось ростом.
Общее число проданных в мае 2016 года автомобилей сократилось до 107,66 тыс. — так мало машин в России за последний месяц весны не продавали ни разу с 2007 года, когда АЕБ начала вести мониторинг рынка. Опубликованные сегодня данные АЕБ оказались хуже предварительной версии отчета, согласно которой, как сообщал накануне РБК, продажи машин в мае должны были упасть лишь до 109–110 тыс.
«Результат продаж в мае демонстрирует, что путь к стабилизации рынка остается ухабистым», — прокомментировал статистику председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, отметив в то же время, что макроэкономическая ситуация дает повод для осторожного оптимизма. По его словам, большинство экспертов полагают, что российская экономика уже прошла «нижнюю точку» и в дальнейшем ситуация будет улучшаться.
«Прогноз, по крайней мере до конца года, стабильный и даже положительный, глядя на 2017 год. Такая перспектива, конечно, обнадеживает, но она еще должна быть осознана покупателями, прежде чем она материализуется в их растущей уверенности и последующей активности на рынке. В настоящий момент терпение — главный пункт в повестке дня», — отметил Шрайбер.
В целом за первые пять месяцев 2016 года в России было продано 548,1 тыс. автомобилей, что примерно на 94,1 тыс., или 14,7%, меньше, чем за тот же период предыдущего года.
После подведения итогов продаж в июне АЕБ планирует обновить свой прогноз российского авторынка на 2016 год. Ранее эксперты ассоциации прогнозировали, что в 2016 году в России будет продано примерно 1,53 млн автомобилей против 1,6 млн в 2015 году. В последний раз меньше автомобилей, чем запланировано на 2016 год, на российском рынке продавалось в кризисном 2009 году (1,47 млн).
Лидером на российском авторынке в мае 2016 года остался АвтоВАЗ: продажи автомобилей под брендом Lada, по подсчетам АЕБ, в годовом исчислении сократились на 10%, до 20,6 тыс. Занявшие второе и третье места Kia и Hyundai сократили продажи на 3 и 22% соответственно.
Нарастить продажи смогли Lifan (на 88%, до 1270), Skoda (на 24%, до 4,7 тыс.), Lexus (на 34%, до 2212), BMW (на 5%, до 2200) и некоторые другие бренды. Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Honda (минус 80%), SsangYong (минус 73%) и Mitsubishi (минус 72%).
Lada Granta по итогам мая 2016 года сохранила статус главного бестселлера российского авторынка, однако ее продажи в годовом исчислении снизились почти на 6% (менее чем до 8 тыс.). Продажи Hyundai Solaris упали сразу на 28%, а Kia Rio — выросли на 1,4%.
На четвертом месте в списке самых продаваемых в России автомобилей поднялся Renault Duster, потеснивший новинку АвтоВАЗа Lada Vesta: за месяц в России было продано 4151 Renault Duster (+21%) и лишь 3752 Lada Vesta.
Глава российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков не исключает, что российский авторынок продолжит сжиматься. «Жизненный уровень россиян снижается, все понимают, что в стране кризис. Долларовые сбережения у населения исчерпались. Люди экономят буквально на всем. Все, кто хотел купить машину, ее уже приобрели, обновление автопарка начнется только через два-три года. Все это означает, что рынок еще не достиг дна. Падение продаж автомобилей может продолжиться», — считает Моженков. По его словам, прогнозировать отскок рынка сейчас сложно из-за волатильности экономики государства.
По мнению Моженкова, по итогам года объем продаж легковых автомобилей в России может составить порядка 1,2–1,3 млн машин. «Огромную поддержку рынку сейчас оказывают государственные программы по стимулированию спроса на автомобили (основные — льготное автокредитование и автолизинг, программа утилизации и trade-in). Без них продажи по году составили бы 500–700 тыс. автомобилей», — отмечает глава РОАД.